Российские нефтяные компании наращивают экспорт нефтепродуктов

Российские нефтяные компании планируют наращивать экспорт нефтепродуктов, сокращая поставки в России

«Транснефтепродукт» в 2013 г. планирует прокачать 30,3 млн т нефтепродуктов, что на 12,5% больше, чем годом ранее (26,9 млн т), рассказал «Ведомостям» представитель компании. При этом объем экспорта монополии может вырасти на 37,5% до 22,1 млн т (см. таблицу). А объемы поставок на внутренний рынок стран Таможенного союза и внутренний рынок России, напротив, могут сократиться на 77% (422 000 т) и 13% (7,74 млн т) соответственно. Представитель «Транснефти» (контролирует «Транснефтепродукт») пояснил «Ведомостям», что это связано с поданными заявками нефтяных компаний на увеличение прокачки нефтепродуктов. Собеседник отметил, что в прошлом году «Транснефть» «ужесточила требования к качеству», добавив, что в настоящее время растут объемы прокачки светлых нефтепродуктов. Представители большинства крупных нефтяных компаний от комментариев отказались.

Увеличение экспорта нефтепродуктов может быть частью общей стратегии развития российского нефтегазового комплекса: в прошлом году он вырос на 10,5% до 137,954 млн т, говорит аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов. Налоговая система «60–66–90», стимулирующая модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, начала действовать в конце 2011 г. Она предполагала снижение пошлины на нефть и светлых нефтепродуктов (кроме бензина) и повышение ставки для темных нефтепродуктов (до 66% от нефтяной). К 2015 г. в России увеличится выпуск качественного топлива, напоминает Лукашов. Однако сейчас очень много экспортируется и темных нефтепродуктов, в частности мазута, напоминает он. Потребуется еще как минимум 2–3 года для того, чтобы понять влияние этой налоговой системы на нефтепереработку и экспорт, убежден директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Пока из 35 млн т дизельного топлива, потребляемого на внутреннем рынке, по трубе прокачивается всего около 5 млн т, остальной объем транспортируется по железной дороге, напоминает он.

Рост экспорта нефтепродуктов не скажется на наличии топлива на внутреннем рынке, так как по системе «Транснефтепродуктов» экспортируется в основном дизельное топливо, которое пользуется популярностью в Европе, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Несколько лет назад объемы прокачки «Транснефтепродукта» снижались из-за невозможности прокачивать топливо без потери качества. Но сейчас эта проблема решена, считает Турукалов. Плановые показатели монополии могут еще быть пересмотрены, добавляет он. Общая тенденция состоит в том, что заводы улучшают качество нефтепродуктов, а «Транснефтепродукт» обеспечивает возможности их прокачки.