«Авиакор»: Минтранс занизил прогноз по спросу на региональные самолеты

Минтранс занизил прогноз по спросу на региональные самолеты, считает авиазавод «Авиакор». Это может быть связано с необходимостью обеспечить рынок для магистральных самолетов
К 2020 г. России потребуется 314 региональных самолетов, считают в «Авиакоре»/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

На днях премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание по развитию рынка региональных перевозок и усомнился в прогнозах потребностей российских перевозчиков в ближнемагистральной технике, представленных министром транспорта Максимом Соколовым. По оценкам Соколова, по всем сегментам региональной техники до 2030 г. (9–85 кресел) нужно 500–600 машин.

Для самого популярного сегмента (40–85 кресел) к 2020 г. потребуются лишь 206–244 такие машины, считает Минтранс, следует из презентации самарского авиазавода «Авиакор» (есть у «Ведомостей»).

Но в прогнозах министерства не учтено порядка 100 лайнеров (вместимостью 40–85 кресел), считают специалисты «Авиакора». «Авиакор» – пока что единственная в России компания с серийным производством региональных самолетов – Ан-140. Компания опросила 19 перевозчиков, занимающих 80% регионального рынка (в том числе авиакомпании «Татарстан», «Ямал», «Якутия», «Ангара»). По итогам опроса выяснилось, что к 2020 г. перевозчикам потребуется 167 новых самолетов вместимостью 60–85 кресел и 68 самолетов на 40–60 кресел, а общая численность такого парка (с учетом уже поступивших в парк авиакомпаний) должна составлять 314 самолетов, говорится в документе.

Средняя цена на региональные самолеты такой вместимости – $15–25 млн, напоминает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. То есть погрешность в подсчетах министерства может быть $1,5−2,5 млрд, полагает он.

Погрешность, возможно, связана с тем, что министерство не учло плановое выбытие устаревших Ан-24, Ан-26, Ту-134 из парка перевозчиков, предполагает источник в «Авиакоре». Сотрудник крупной лизинговой компании не исключает, что это связано со стремлением обосновать рынок для более вместительных самолетов – до 100 кресел, которые сейчас производит Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК): SSJ-100 и Ан-148. В линейку ОАК региональные самолеты не включены, напоминает он. Представители Минтранса и ОАК это не комментируют.

По словам собеседника «Ведомостей», чтобы развивать региональный рынок, который находится в упадке, заказов на такие самолеты должно быть минимум вдвое больше, чем на магистральную технику. «Чтобы подвезти 100 пассажиров из региона, надо задействовать два самолета вместимостью 50–70 кресел», – объясняет он. По его словам, сейчас 80% всех перевозок выполняется на магистральной технике и из столичного региона.

ОАК оценивает потребность в магистральных самолетах (до 100 кресел) для России и СНГ к 2030 г. выше – в 410 лайнеров, говорит представитель «Гражданских самолетов Сухого» (входит в ОАК).

При быстром развитии рынка региональных перевозок компании будут активнее пересаживаться на более вместительные самолеты, в том числе SSJ и Ан-148, считает Гусаров. Но главное – обеспечить региональным самолетам систему поддержки от государства, чтобы «раскатать» маршруты, добавляет он.