Пиво течет в Африку

SABMiller и Diageo делают ставку на рост продаж пива в африканских странах. Там они получают налоговые льготы благодаря использованию местного сырья

Фермер из Мозамбика Амбросио Токерехе еженедельно выпивал шесть бутылок Manica производства SABMiller. Но в 2011 г. компания начала выпускать в стране пиво Impala, которое вдвое дешевле: бутылка объемом 550 мл стоит $0,84. «Теперь я могу выпить 12 бутылок Impala», – говорит Токерехе.

Появление Impala – очередной этап в битве SABMiller и Diageo за малообеспеченных африканцев: компании считают своей целевой аудиторией людей, чей ежедневный заработок составляет $2–3.

Увеличивать продажи на африканском рынке пивоварам помогают специальные налоговые ставки, введенные по меньшей мере в семи странах. Так, в Мозамбике акцизный сбор с Impala составляет 10% против 40% для других видов пива; SABMiller получила аналогичные льготы в Танзании, Уганде, Зимбабве и Замбии. В Кении Diageo убедила правительство не взимать акцизный сбор с разливного Senator Keg lager, кружка которого (300 мл) стоит $0,30.

Сейчас два гиганта продолжают противостояние в Гане: Diageo пытается получить налоговые льготы при продаже Ruut – пива, сваренного из местного батата, а SABMiller начинает продавать пиво Eagle. Для завоевания доли рынка налоговые льготы очень важны, признает исполнительный председатель SABMiller Грэм Маккей.

Пивовары добились от власти налоговых льгот, упирая на то, что создают рабочие места в сельском хозяйстве, так как при производстве дешевого пива они используют местное сырье. Например, в Мозамбике SABMiller решила не импортировать ячмень, а производить пиво из местного маниока и заключила контракты на поставку этих корнеплодов с 2000 фермерами. Eagle сделан из зерен местного сорго.

При этом SABMiller гарантировала правительству, что в случае снижения общего объема акцизных сборов после предоставления льготы компания выплатит разницу. Но ей пока не пришлось этого делать, так как низкая цена подстегивает продажи пива, а это ведет к увеличению объема сборов.

Еще один аргумент производителей пива в переговорах с властями африканских стран заключается в том, что их продукт представляет более здоровую альтернативу дешевым контрабандным ликерам с высоким содержанием алкоголя. В среднем житель Африки пьет около 10 л алкоголя в год, но в южной части континента этот показатель вырастает до 70 л. Для сравнения: по данным Euromonitor, во всем мире этот показатель составляет около 35 л.

Экспертам в области здравоохранения не нравится предоставление налоговых льгот производителям пива, так как это ведет к росту потребления алкоголя. Исследование, проведенное медицинским журналом Lancet, показало, что злоупотребление спиртным стало главным фактором смертности и заболеваемости в южной части материка.

Правительственные чиновники признают, что при заключении сделок с пивоварами они будут искать компромисс между экономической выгодой и заботой о здоровье населения. «Алкоголь и пиво не хороши для здоровья, но в то же время они приносят доход», – говорит чиновник из правительства Мозамбика.

Объем продаж пива в Африке, как ожидается, будет расти в ближайшие пять лет ежегодно на 4,6%, т. е. быстрее, чем на любом другом континенте, говорится в отчете Canadean Ltd. При этом в Северной Америке и Западной Европе за тот же период ожидается снижение на 0,6 и 0,5% соответственно.

SABMiller является ведущей пивоваренной компанией в Африке: ей принадлежит около 40% рынка – или 60%, если учитывать ее сотрудничество с французской Castel Group. Более трети доходов группы SABMiller поступает из Африки. Diageo стремится догнать конкурента, ежегодно наращивая объемы продаж.