Игорь Сечин теряет кадры

Вчера «Роснефть» объявила о покупке 100% акций ТНК-BP. Как стало известно «Ведомостям», за два дня до этого госкомпанию покинул главный финансист Дмитрий Авдеев
Роберт Дадли (на фото слева) пришел в «Роснефть» (на фото справа президент госкомпании Игорь Сечин) «всерьез и надолго»/ Olivia Harris/ REUTERS

«Роснефть» объявила о завершении покупки 100% ТНК-BP за $44,38 млрд и 12,84% собственных акций. Теперь BP стала вторым после государства акционером «Роснефти» с долей в 19,75%. В среду вечером президент «Роснефти» Игорь Сечин и гендиректор BP Роберт Дадли представили сделку президенту Владимиру Путину. Вчера Сечин заявил, что сам будет руководить ТНК-BP: «Кто купил, тот и управляет».

А накануне сделки из «Роснефти» ушел вице-президент по финансам Дмитрий Авдеев, рассказали «Ведомостям» два его знакомых и сотрудник госкомпании. Авдеев уволился 19 марта, утверждает сотрудник «Роснефти». По его словам, топ-менеджер «завершил проект» (покупку ТНК-BP) и ушел «по взаимному согласию». Авдеев приходил в «Роснефть» на конкретный проект, он успешно его довел до конца и в новой структуре адекватной роли для него нет, добавляет источник, близкий к «Роснефти». Представитель «Роснефти» лишь сказал, что топ-менеджер в отпуске.

Авдеев пришел в «Роснефть» из Morgan Stanley в июне 2012 г. – вскоре после того, как компанию возглавил Сечин. До этого он работал в «Сиданко», UFG и Deutsche UFG и нефтесервисной компании «Интегра». Вскоре после прихода в «Роснефть» Авдеев приобрел 0,0037% ее акций. С момента покупки этот пакет подорожал почти на 20% до 94,99 млн руб. ($3,07 млн).

Когда «Роснефть» начала вести переговоры о покупке ТНК-BP, Авдеев стал одним из организаторов привлечения средств на сделку, рассказывал один из его знакомых. Так, в декабре 2012 г. «Роснефть» договорилась с международными банками о привлечении $16,8 млрд под менее 3% годовых, рассказывал «Ведомостям» Авдеев (затем «Роснефть» заняла еще около $14 млрд). Даже не каждый заем Минфина может похвастаться таким объемом на таких выгодных условиях, замечал руководитель департамента корпоративных финансов «Атона» Агарон Папоян.

Как раз с декабря Авдеев перестал заниматься расчетными операциями – эти обязанности перешли к финдиректору Петру Лазареву, утверждает источник, близкий к «Роснефти». Топ-менеджер же сконцентрировался на слияниях и поглощениях и стратегии. Возможно, ему даже не будут искать преемника, а должность сократят, добавляет сотрудник «Роснефти».

Авдеев в последнее время для многих акционеров был лицом «Роснефти». Он отвечал за взаимодействие с инвесторами, участвовал в презентациях и роуд-шоу «Роснефти», напоминает руководитель аналитического департамента «Открытие капитала» Александр Бурганский. На инвесторов отставка произведет удручающее впечатление, это второй вице-президент по финансам за два года, который покидает «Роснефть», говорит аналитик иностранного банка. Соруководитель российского офиса Goldman Sachs Николас Йордан называет Авдеева «банкиром высочайшего класса и профессионалом своего дела».

Авдеев – не единственная потеря «Роснефти». Сразу после объявления о сделке из ТНК-BP ушли четыре высших руководителя – исполнительные директора Герман Хан и Виктор Вексельберг, а также вице-президенты Михаил Слободин и Джонатан Мьюир.

В большинстве случаев финдиректор поглощающей компании получает аналогичную должность и в объединенной структуре, говорит консультант Ward Howell Рустам Бостанов. Бывает, впрочем, и так, что в поглощаемой компании находится более сильный менеджер и акционеры доверяют управление финансами именно ему. Но пока не похоже, что это случай «Роснефти», уточняет он. Кроме того, после приобретения ТНК-BP период слияний и поглощений в истории «Роснефти» вряд ли закончится и опыт финдиректора, закрывшего крупную сделку, мог бы еще пригодиться, добавляет Бостанов.

Получить комментарии Авдеева не удалось.