«Аэрофлот» сэкономил на государстве

«Аэрофлоту» в 2012 г. удалось уговорить правительство сохранить компании большую часть роялти
Е. Кузьмина/ Ведомости

«Аэрофлоту» удалось сохранить большую часть транссибирских роялти и не отдать их Росавиации, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к совету директоров компании, и один, близкий к самому «Аэрофлоту».

Выяснить, сколько именно авиакомпания сэкономила, не удалось. Один из собеседников говорит, что «львиная доля осталась в «Аэрофлоте». Второй уточняет, что компания получила роялти от иностранных перевозчиков примерно на $200 млн. Из этих средств Росавиации было передано около 15%, говорит он. Если это так, то у авиакомпании должно остаться $170 млн. В предыдущие годы Росавиация получала около 2/3 «пролетных» платежей. Представители «Аэрофлота» и Росавиации отказались от комментариев.

Обычно перечисление средств Росавиации оформляется через договор об оказании услуг (обучение летного персонала, модернизация самолетного парка и проч.) и квалифицируется как крупная сделка, поэтому требует одобрения совета директоров. В этот раз выплаты оформлялись по отдельной директиве правительства, уверяет источник, близкий к компании. «Вопрос о том, чтобы оставить роялти, на совете директоров летом прошлого года поднял член совета директоров Сергей Алексашенко», – говорил источник в совете директоров. Как и блогера Алексея Навального, его выдвинул бизнесмен Александр Лебедев. Последний несколько лет ратовал, чтобы роялти оставались в компании. Инициативу Алексашенко поддержал тогда не только Навальный, но и правление, в частности гендиректор Виталий Савельев. Он мотивировал свою позицию тем, что «Аэрофлот» лишают монополии на ряде направлений, что будет стоить компании 4,5 млрд руб. чистой прибыли. Тем временем «Аэрофлоту» передали для развития убыточные авиаактивы от «Ростехнологий», которые нужно развивать. В частности, аудитор «Аэрофлота» рекомендовал летом прошлого года зарезервировать под долги «дочек» треть его чистой прибыли по МСФО за 2011 г. – 4,9 млрд руб. Самый большой убыток принесла в 2011 г. «Владавиа» – $20,1 млн (677 млн руб.). Тем временем из нее «Аэрофлот» должен был создавать крупнейшего игрока на Дальнем Востоке, напоминает собеседник, близкий к компании.

Поначалу правительство не горело желанием оставить «Аэрофлоту» большую часть роялти. «Будем работать с авиакомпанией», – говорил в середине прошлого года министр транспорта Максим Соколов. Однако государство в итоге согласилось оставить большую часть транссибирских платежей в авиакомпании, сказал близкий к ней источник. Иначе как бы она дотировала убыточные «дочки», создавала Дальневосточную компанию. Кроме того, ей необходимо создавать еще лоукостера, что тоже требует средств. Задачу создавать бюджетную компанию перед «Аэрофлотом» поставил президент Путин, подмечает он. Без этого финансирования авиакомпании пришлось бы избавляться от убыточных активов, а не создавать новые и развивать существующие. А это могло бы вызвать социальный взрыв, уверяет он.

Если у «Аэрофлота» действительно остались «пролетные» $170 млн, то это большая удача для компании, говорит заместитель директора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. Это больше половины его чистой прибыли по МСФО за девять месяцев ($296 млн). В любом случае в 2014 г. согласно договоренностям с Евросоюзом (достигнуты в дополнение к ВТО) роялти уже не будут выплачиваться. К этому нужно готовиться, о чем не раз говорило руководство «Аэрофлота». Далеко не факт, что в 2014 г. «Аэрофлот» этих выплат лишится, парирует сотрудник перевозчика.