«Транснефть» нашла альтернативный путь для поставок нефти в КНР

«Транснефть» предлагает поставлять нефть в Китай через Монголию вместо казахстанского маршрута. Иначе бюджет потеряет до 80 млрд руб.
«Транснефть» предложила альтернативный путь для поставок нефти в Китай/ А.Бабушкин/ РИА Новости

«Транснефть» начала изучать договоры об увеличении поставок нефти в Китай, чтобы предложить возможные варианты поставок, рассказал «Ведомостям» представитель госмонополии Игорь Демин. На прошлой неделе президент «Роснефти» Игорь Сечин и гендиректор китайской CNPC Чжоу Цзипин подписали соглашение об увеличении поставок нефти в Китай.

Сечин сказал, что объем поставок может увеличиться на 31 млн т по трем направлениям. Сейчас по трубопроводной системе Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) прокачивается 36 млн т, в том числе в Китай 20 млн т (из них по ответвлению Сковородино – Мохэ 15 млн т, остальное – через порт Козьмино). В ближайшей перспективе мощность отвода Сковородино – Мохэ может быть увеличена на 15 млн, в Козьмино – на 15 млн т. А вчера министр энергетики Александр Новак сказал, что «Роснефть» планирует с 2014 г. использовать своповые схемы на 7 млн т при поставках нефти в Китай через Казахстан по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу.

Демин утверждает, что в соглашении между Россией и Китаем о дополнительных поставках нефти нет схемы транзита через Казахстан. «Там есть необходимость рассмотреть возможность поставок на нефтеперерабатывающие заводы Западного Китая», – говорит Демин. Помимо приоритетного направления поставок нефти в Китай по нефтепроводу Сковородино – Мохэ могут быть определены иные направления, сказал собеседник.

По словам Демина, если Россия выберет казахский маршрут, то может лишиться отчислений в бюджет от экспортных пошлин. «Казахстан только говорит о планах рассмотреть возможность перечисления экспортной пошлины в российский бюджет в случае своповых поставок», – пояснил представитель «Транснефти». При поставках 7 млн т потери могут составить до 80 млрд руб., отмечает собеседник. В марте экспортная пошлина на нефть составляет $420,6 за 1 т.

Советник по вопросам таможенного права DLA Piper Марина Лякишева напоминает, что при поставках в страны Таможенного союза экспортная пошлина не уплачивается, но при реэкспорте пошлина возвращается. «Это скорее вопрос доверия», – отмечает эксперт.

В Западный Китай нефть можно поставить и по железной дороге – транзитом через Монголию, говорит Демин. «Транснефть» будет изучать и этот вариант. До 2007 г. осуществлялась перевалка нефти из трубопровода в цистерны на станции Мегет в Иркутской области, напоминает он: из 7 млн т на Дацин отправлялось 2 млн т через погранпереход Забайкальск, а 5 млн т транспортировалось через Монголию (погранпереход Наушки). При этом Монголия предоставляла скидку на транспортировку сырья, так как это направление было не загружено, добавил он.

Гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов отмечает, что сейчас монгольское направление от Мегета загружено всего на 20%. По его мнению, монгольской стороне выгодно будет предоставить скидку.

Демин напоминает, что «Роснефть» планировала поставлять нефть в Китай через Казахстан с Самотлорского месторождения, а это гораздо ближе к Казахстану, чем к Мегету. Но падение грузооборота может привести к тому, что «Транснефть» увеличит тарифы, говорит представитель «Транснефти». По его словам, они могут вырасти на 25%. Это примерные расчеты, отмечает собеседник. Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг считает, что «Транснефть» может потерять от транспортировки нефти по своим трубопроводам (исходя из тарифов за 2012 г.) около 13 млрд руб. в год. Демин в разговоре с «Ведомостями» отметил, что сроков по изучению возможных маршрутов поставок нефти в Китай не выставлено. Представитель «Роснефти» не стал комментировать монгольский маршрут.

Представитель Минэнерго отказался от комментариев.