Shell поможет «Газпром нефти» на шельфе

«Газпром нефть» скоро обзаведется первым иностранным партнером на шельфе – она подпишет рамочное соглашение с англо-голландской Shell

В понедельник во время визита президента Владимира Путина в Нидерланды гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков подпишет с председателем совета директоров Royal Dutch Shell Йормой Оллилой рамочное соглашение о сотрудничестве на российском арктическом шельфе. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к переговорам. Но детали они не уточнили.

Сейчас право работать в Арктике есть только у двух компаний с пятилетним опытом, подконтрольных государству, – у «Газпрома» и «Роснефти».

«Газпром нефть» намерена выкупить у материнской компании «Газпром нефть шельф», которая уже ведет разработку на Приразломном месторождении (запасы оцениваются 72 млн т) в Печерском море, говорил еще в феврале заместитель гендиректора «Газпром нефти» по экономике и финансам Вадим Яковлев. Тогда он сказал, что компания уже договорилась с «Газпромом» о выкупе добывающей платформы на этом месторождении с рассрочкой платежей. Сделка состоится в этом году, заявил «Ведомостям» источник в «Газпром нефти». Платформа стоит $1 млрд, считает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. А запасы Приразломного можно оценить в $100–150 млн, добавляет аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Замминистра природных ресурсов Денис Храмов сказал «Ведомостям», что «не видит препятствий» для того, чтобы «Газпром нефть» после завершения этой сделки приступила к работе на шельфе.

К тому же «Газпром нефть» уже выступает оператором по разработке Долгинского месторождения в Печорском море (запасы – 130–140 млн т). В этот проект компания планирует привлечь зарубежного партнера, говорил ранее Яковлев. Таким партнером вполне может стать Shell, считает аналитик Bank of America Securities-Merrill Lynch Карен Костанян. Привлекать эту компанию к разработке Приразломного месторождения нет смысла, так как на нем уже в этом году начнется добыча, полагает эксперт.

У Shell большой опыт работы на шельфе, привлечение зарубежного партнера позволит разделить риски, считает Нестеров. По мнению Костаняна, условия партнерства могут быть такими же, как у «Роснефти» с иностранцами, – 67/33, причем зарубежная компания берет на себя финансирование геологоразведочных работ. Он не исключает, что в соглашение будет включен и пункт по обмену активами. «Газпром нефть» и Shell сейчас уже работают в проекте по добыче сланцевой нефти в рамках совместного предприятия – Salym Petroleum Development в ХМАО.

Представители Shell и «Газпром нефти» отказались от комментариев.