Правительство передумало продавать «Совкомфлот»

Крупнейшее в России пароходство «Совкомфлот» в 2013 г. не будет приватизировано. Правительство передумало продавать его из-за неблагоприятной ситуации на рынке
В этом году «Совкомфлот» не дойдет до биржи/ Н. Крючков/ ИТАР-ТАСС

Приватизация 25% «Совкомфлота» в 2013 г. не состоится, сообщили «Ведомостям» три источника в федеральных ведомствах. Причина переноса сроков – неблагоприятная ситуация на финансовых рынках. Ранее министр экономического развития Андрей Белоусов говорил, что в планах правительства – провести IPO «Совкомфлота» во второй половине 2013 г. О новых сроках продажи актива ничего не известно. Представитель агента по продаже актива – Deutsche Bank – на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представитель Росимущества на вопросы не ответил.

Правительство планировало продать 25% «Совкомфлота» еще осенью прошлого года на LSE. Первый вице-премьер Игорь Шувалов не исключал, что пакет может быть продан стратегическому инвестору, если поступит выгодное предложение (слова вице-премьера передал «Интерфакс»). Сотрудник Минтранса и источник, близкий к «Совкомфлоту», позже говорили «Ведомостям», что предложение так и не поступило. И в итоге было решено продать пакет судоходной компании на Лондонской бирже в 2013 г. Причем половину пакета инвесторам должно было предложить Росимущество. А кроме этого на продажу планировалось выставить 12,5% новых акций «Совкомфлота» (в начале года для этого даже была проведена допэмиссия акций пароходства).

«Совкомфлот» – крупнейшая судоходная компания в России, по собственным данным, входит в пятерку танкерных компаний мира. В основном перевозит нефть и нефтепродукты. В составе флота 158 судов, еще 10 судов в стадии строительства.

Летом прошлого года Белоусов оценивал блокпакет «Совкомфлота» в $800–900 млн ($3,2–3,4 млрд – за 100% пароходства). Осенью Deutsche Bank снизил оценку до $500–600 млн. В начале года правительство озвучило новую оценку: 10,6 млрд руб. ($350 млн) за 25% пароходства ($1,4 млрд – за всю компанию). «Мы находимся сейчас практически по всем отраслям в нижних точках рынка, и еще не факт, что это последняя нижняя точка. Тренд по всем отраслям сейчас на рынке нисходящий, т. е. лучше не становится», – сокрушалась тогда заместитель министра экономического развития – руководитель Росимущества Ольга Дергунова (цитата по «Интерфаксу»).

Снижение оценки «Совкомфлота» связано в том числе и с тем, что ставки фрахта, упав в 2008 г. в 2 раза до $25 000–50 000 в день, так и не восстановились, подчеркивает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов (см. график). Скопилось слишком много не занятых в перевозках судов и из-за переизбытка предложения даже Fesco вынуждена была продать половину флота, чтобы не тратиться на его содержание, уточняет Безбородов.

Неблагоприятная конъюнктура повлияла на финансовые показатели «Совкомфлота»: чистая прибыль за 9 месяцев 2012 г. снизилась на 10,7% к 2011 г. до $42,3 млн, хотя выручка выросла на 3,6% до $1,1 млрд.