Геннадий Тимченко: «Прежде чем сходить, надо подумать!»

Друг Владимира Путина хочет победить наркоманию с помощью шахмат
Е. Кузьмина/ Ведомости

В субботу вечером в Париже открылся мемориал Александра Алёхина - международный шахматный турнир памяти великого русского шахматиста с призовым фондом в 100 000 евро (по данным Российской шахматной федерации). Миллиардер Геннадий Тимченко и его партнер по логистической компании «Трансойл» Андрей Филатов выступили спонсорами этого престижного турнира, в котором участвует вся первая тройка мирового шахматного рейтинга - Вишвантан Ананд, Владимир Крамник и Левон Аронян. Первая часть турнира началась сегодня в Лувре (точнее, во временном павильоне на территории садов Тюильри, примыкающих к музею, где происходила и церемония открытия), вторая будет проходить в Михайловском замке Русского музея в Петербурге, где 1 мая будет назван победитель.

Как выяснилось на пресс-конференции перед открытием мемориала Алёхина, сам Тимченко в шахматы играть не умеет. Он только осваивает эту игру на «маленьком компьютере», коротая время в самолетах (несмотря на заявление миллиардера о возвращении в Россию, в интересах бизнеса ему все-таки пришлось сохранить статус налогового резидента Швейцарии и периодически летать туда). Зато его партнер Филатов шахматами занимался с детства, был кандидатом в мастера спорта СССР и, став предпринимателем, финансово поддерживал российских шахматистов. Он-то и предложил Тимченко спонсировать шахматные турниры в музеях. В мае прошлого года Российская шахматная федерация при их поддержке провела матч за звание чемпиона мира в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, но бизнесмены решили на этом не останавливаться.

- Я сам не шахматист, а вот мой партнер, он с детства учился, и по-серьезному, и когда он мне предложил эту идею, я сразу согласился, - начал свое вступительное слово Тимченко, взяв микрофон дрожащей рукой и смущенно улыбаясь. - Связь шахмат и искусства очевидна, но мы видим здесь и огромную социальную составляющую. Если вернуться в наше недавнее прошлое, в России ведь был бум шахмат. Все парки были забиты, на скамеечках старики и дети - все играли в шахматы. Возродить этот спорт - это наша задача.

- Да и в общем-то, если посмотреть статистику, шахматисты не попадают в ту часть общества, которая - я даже не знаю, как сказать, - тут Тимченко немного смешался, но быстро взял себя в руки, - в общем, в ту часть общества, которая употребляет наркотики. Наверное, потому, что шахматистов с детства учат: прежде чем сходить, надо подумать! Надеемся, что наша сегодняшняя инициатива отразится еще и на наших регионах. Может быть, в областных музеях мы сможем организовать турниры российского уровня, и шахматная федерация нас поддержит. В общем, мы сможем так поддержать возрождение того, что было у нас в стране.

Закончив говорить, Тимченко со стеснительным смешком передал микрофон Анатолию Карпову, которого ведущий назвал «воплощением того шахматного бума, о котором говорил Геннадий Николаевич». Тот коротко познакомил собравшихся с биографией Алёхина (сын депутата Государственной думы, первый чемпион Советской России, получивший это звание еще в Гражданскую войну, затем - эмиграция во Францию и победа над легендарным «непобедимым» Капабланкой; после войны - смерть незадолго до матча на чемпиона мира с не менее легендарным Ботвинником) и вспомнил о предыдущих алёхинских мемориалах в Москве - в 1956 и 1992 гг.

- Этот турнир войдет в число ведущих элитных турниров и в мировую историю шахмат, - обнадежил Карпов скромно улыбающихся спонсоров, сидящих по левую руку от него.

Первый вопрос от журналистов был адресован Тимченко - о размере призового фонда турнира.

- Не знаю почему, но как только появляется мое имя, сразу речь заходит о деньгах, - с растерянной улыбкой ответствовал миллиардер под дружный смех зала. - Представители федерации ответят на этот вопрос - я, честно говоря, даже не знаю.

- Когда ожидать шахматного ренессанса в России, когда она сможет вернуть себе давно потерянную шахматную корону? - спросил другой журналист.

- Я очень надеялся на Владимира [Крамника], и надеюсь, что господин Ананд поможет нам ее вернуть, - пошутил с серьезным лицом Филатов. - А вообще я думаю, что если нам удастся возродить интерес к шахматам на детском уровне, то и в стране многое может поменяться. Потому что если учить детей думать, то потом они вырастают в думающих людей, которые уже не повторяют фундаментальных ошибок. Нам кажется, страна уже к этому готова. И очень рассчитываем на губернаторов, которые подхватят эту идею.

- Геннадий Николаевич, сколько вы готовы вложить в развитие российских шахмат? Уж извините, что снова о деньгах, - поинтересовался корреспондент «Ведомостей».

- А вот вы знаете, что я сейчас много занимаюсь хоккеем в России? - неожиданно парировал Тимченко. - И не только, кстати, хоккеем. Много разных видов спорта, которые мы активно поддерживаем через семейные благотворительные фонды. Финансируем как раз такие проекты, связанные с детьми. В качестве примера, хоть и не о шахматах: есть у нас программа «Добрый лед». Это маленькие детки, которые не умеют еще, может, и ходить, а мы собираемся поставить их на коньки. Есть для этого специальный пластиковый лед, он не опасен. Понятно, что у таких детей будет гораздо более успешная хоккейная карьера, чем у тех, кто сейчас приходит в хоккей в четыре года, а то и в восемь лет. Но если вы хотите услышать про шахматы, я вам отвечу: я готов! Мы с Андреем это делаем. И надеемся, что другие это подхватят.

- А я вот хочу обратить ваше внимание - в зале сидит скромный человек, супруга Геннадия Николаевича, которая сейчас проводит детский шахматный турнир в Женеве, - взялся поддержать партнера Филатов. - Большой турнир, 64 страны участвуют! К сожалению, не все журналисты освещают. Вот, например, господин Каспаров очень известен в медийном пространстве, а победитель Каспарова Владимир Крамник известен менее. Есть в этом какая-то несправедливость.

Тимченко перехватил микрофон у Филатова и обратился к корреспонденту «Ведомостей»:

- И еще, может быть, вам будет интересно. Чемпионат мира среди женщин должен был состояться в Тегеране. Но в связи с тем, что там были неприемлемые условия для участниц - их хотели одеть в специальные одежды, - этого не случилось. Так вот, фонд наш взялся за эту историю, и сейчас этот турнир будет проведен в Женеве. Вот что мы делаем, - победительно закончил он. Размеров финансирования этих программ, правда, так и не назвал.

Поддержкой спорта занимаются два благотворительных фонда семьи Тимченко - «Нева», базирующийся в Женеве, и «Ладога» в Москве (есть еще третий фонд - «Ключ», который помогает семьям с приемными детьми). Супруга Тимченко, Елена, в разговоре с корреспондентом «Ведомостей» перед официальной церемонией открытия мемориала Алёхина тоже не назвала объема их благотворительных фондов - заверила лишь, что все цифры есть в открытом доступе. Про спортивные программы она сказала, что их объема «точно никто не помнит, - это надо сесть и посчитать». Но вообще шахматные турниры, по словам жены миллиардера, стоят дорого:

- Шахматы, конечно, спорт недорогой: все, что надо, - это доска и голова. Но вот все, что вокруг шахмат - поселить спортсменов в гостиницах, арендовать помещение, призовой фонд...

Тут со сцены объявили о начале церемонии открытия турнира. Тимченко ловко выбрался из окружения любителей шахмат и хоккея и вместе с женой пошел в первый ряд. После жеребьевки начался концерт - пианист Владимир Луганский и скрипач Вадим Репин исполнили небольшую программу из произведений Рахманинова. Тимченко слушал очень внимательно, а после финального номера пришел в такой восторг, что, зааплодировав, вскочил с места и увлек за собой весь зал.