«Дождь» начнет брать деньги за доступ к онлайн-трансляции

«Дождь» первым из российских телеканалов начнет брать деньги за доступ к онлайн-трансляции. До сих пор платным был только интернет-просмотр футбольных матчей
Д. Новиков/ PhotoXPress

«Дождь» первым из отечественных каналов делает доступ к своему эфиру в сети платным. До сих пор подобная схема работала только для просмотра футбольных матчей – платный онлайн-доступ к ним дают «НТВ плюс» и ВГТРК.

Доступ к прямому эфиру «Дождя» в интернете, а также к полным онлайн-версиям авторских передач («Парфенов», «Госдеп», «Господин хороший» и проч.) станет платным в ближайшие месяцы, сообщила совладелица и гендиректор телеканала Наталья Синдеева: «Решение принято, сейчас мы работаем над технической базой». Топовые авторские передачи «Дождя» собирают в сети за два-три дня 350 000–400 000 просмотров. Финансовые результаты канал не раскрывает.

По словам Синдеевой, «Дождь» становится платным во всех средах. Сейчас подавляющее число операторов отчисляют каналу деньги за включение в свои платные пакеты, условия договоров с оставшимися дистрибуторами будут пересмотрены, говорит она. Около 10% выручки «Дождь» получает за счет дистрибуции, остальное дает реклама. 15–20% рекламных доходов приходится на сайт канала. «Закрытие доступа к интернет-версии – следующий логичный шаг для «Дождя», – рассуждает Синдеева, – в идеале мы хотим получать на дистрибуции, в том числе онлайн, половину выручки».

Открытыми останутся новостные выпуски, отдельные эпизоды авторских передач «Дождя». «И, конечно, мы будем снимать все ограничения при освещении очень значимых для страны событий», – заверяет Синдеева.

На «Дожде», скорее всего, будут работать две системы оплаты: подписка на прямой эфир (на сутки или на год) и разовый платеж за отдельную передачу. По словам Синдеевой, с суммами канал еще окончательно не определился, но, видимо, это будет 10–30 руб. за передачу и 1000 руб. за подписку на год.

«Во всем мире СМИ начинают брать деньги за контент, это общий тренд, хотя в России пока есть только одно такое медиа – «Ведомости», – говорит гендиректор «Дождя». – Пока не могу предсказать, какая часть нашей интернет-аудитории согласится платить».

«Если брать пользователей интернета в России в целом, я не слишком верю в идею платного контента, те же многочисленные эксперименты с продажей фильмов в рунете успешными назвать нельзя, – говорит заместитель гендиректора CTC Media по стратегии и цифровым медиа Юлия Митрович. – Но у «Дождя» довольно уникальный контент, который важно смотреть в прямом эфире, а также у него специфичная аудитория, вполне состоятельная и прогрессивная, так что это правильный шаг для канала». Гендиректор РБК Сергей Лаврухин уверен, что российские СМИ не смогут зарабатывать на платном контенте. «Дождь» – исчезающе малый небизнес, и никакие новые попытки монетизации бизнесом его не сделают, категорично заявил заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников.

Зрителей, которые платят за доступ к футболу в сети как на стационарных компьютерах, так и через мобильные приложения, становится все больше, рассказал директор по маркетингу и продажам «НТВ плюс» Алексей Журавлев. Но число платящих пользователей на сайте «НТВ плюс» очень сильно зависит от рейтинга матча и максимально достигает 20 000 человек во время одной трансляции. «Люди, конечно, могут найти этот контент бесплатно у пиратов, но платят нам деньги за качество (оператор показывает матчи онлайн в HD), стабильность трансляции, удобство, – объясняет Журавлев. – Но делать на этой основе прогноз для «Дождя» невозможно, у канала слишком разная аудитория с футболом».