Статья опубликована в № 3333 от 23.04.2013 под заголовком: Тайна дорогих авиабилетов

Счетная палата раскрыла тайну дорогих билетов «Аэрофлота»

Счетная палата выяснила, почему цены на билеты у «Аэрофлота» выше, чем у конкурентов. Доплачивать приходится за удобное расписание, новые самолеты и «неэффективные траты» менеджмента

Вчера Счетная палата раскрыла некоторые результаты проверки «Аэрофлота» за 2010–2011 гг. и девять месяцев 2012 г. В январе ее председатель Сергей Степашин говорил, что главной целью инспекции является «вопрос формирования цены» билетов. Высокая стоимость перевозок «Аэрофлота» по сравнению с другими авиакомпаниями обусловлена в основном удобным расписанием, обновленным парком воздушных судов, а также наличием «большого объема неэффективных затрат», сообщила Счетная палата. О чем конкретно идет речь, ведомство не уточняет. Речь идет о рекламе и спонсорских контрактах, говорит источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота». Но, подчеркивает он, это странно: ведь государство само просит помогать с финансированием, например, Олимпиады, футбольного клуба ЦСКА, проектов «Сколково», а теперь предъявляет претензии к этим тратам.

У «Аэрофлота» действительно билеты дороже, чем у конкурентов. Для сравнения: вчера на сегодняшний рейс в Санкт-Петербург компания продавала билеты от 3729 руб., тогда как у «Трансаэро» они стоили 2932 руб., у «Сибири» – 3479 руб. А билет в Париж «Аэрофлот» продавал от 27 797 руб., «Трансаэро» – от 9921 руб., французская Aigle Azur – от 10 115 руб.

В 2011 г. рост доходов авиакомпании произошел в основном за счет роста объема перевозок на 24,2%, сообщает Счетная палата. Выручка «Аэрофлота» по МСФО в 2011 г. увеличилась в 1,2 раза до $5,4 млрд, говорится в отчете компании. За девять месяцев 2012 г. – в 1,5 раза до $2,4 млрд. По данным отчетности перевозчика по МСФО, в 2011 г. операционные расходы выросли в 1,3 раза до $4,99 млрд, за девять месяцев 2012 г. – в 1,6 раза до $2,1 млрд. Кроме того, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. расходы на оказание консультационно-информационных услуг увеличились в 3,6 раза, подчеркивает палата (абсолютных цифр она не приводит).

Палата также выяснила, что совет директоров принимал экономически неэффективные решения «в части создания и управления дочерними и зависимыми обществами», отмечается в сообщении контрольного ведомства, но деталей не приводится. Проверка установила, что «Аэрофлот» проводил торги преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, а договоры стоимостью свыше 10 млн руб. заключены без проведения торгов. Большая часть поставок товаров для «Аэрофлота» – самолеты, подчеркивает источник, близкий к совету директоров: причем «Аэрофлот» закупает только новые самолеты, а на этом рынке дефицит предложения и требование проводить конкурс по закупкам выглядит странно.

Коллегия приняла решение направить представления в Минтранс, Росавиацию и «Аэрофлот», информационное письмо направляется в Росимущество, материалы проверки – в службу экономической безопасности ФСБ и МВД, отчет по результатам проверки – в палаты Федерального собрания, говорится в сообщении Счетной палаты. В зависимости от того, что найдут силовые структуры в материалах палаты, менеджерам «Аэрофлота» может грозить административное или даже уголовное расследование, отмечает адвокат «Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев.

Представитель «Аэрофлота» не комментирует заявления Счетной палаты, так как авиакомпания еще не получила представление.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать