Статья опубликована в № 3337 от 29.04.2013 под заголовком: Якунин испугался картеля

ФАС заподозрила РЖД в картельном сговоре

Президент РЖД Владимир Якунин попросил премьер-министра Дмитрия Медведева защитить компанию от ФАС. Та возбудила против РЖД и ряда операторов дело о картельном сговоре. Если подозрения будут доказаны, руководству компаний грозит уголовное преследование
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Двухлетней давности кризис грузоперевозок еще долго будет отвлекать внимание ФАС и руководства РЖД
I. Naymushin / REUTERS
РЖД

Железнодорожная монополия. владелец – государство (100%). Финансовые показатели (рсбу, 2012 г.): Выручка –1,36 трлн руб., прибыль – 14,1 млрд руб.

Седьмого марта ФАС возбудила дело по подозрению в картельном сговоре против РЖД, администрации Кемеровской области, крупнейших грузоотправителей и 12 железнодорожных операторов, говорится в письмах Якунина от 25 марта и руководителя антимонопольного ведомства Игоря Артемьева от 11 апреля Медведеву (копии есть у «Ведомостей»). Среди операторов – Первая грузовая компания (ПГК, контролируется Владимиром Лисиным), Федеральная грузовая компания (структура РЖД), «Нефтетранссервис», «Новотранс» (структура СДС), СУЭК, «Мечел транс», уточняет Артемьев.

РЖД и ФАС разошлись в оценке действий монополии по решению проблемы вывоза грузов с Кузбасса осенью 2011 г. (см. врез). Президент РЖД в своем обращении к Медведеву называет меры, принятые монополией, операторами и руководством Кузбасса для разрешения ситуации с вывозом угля, «успешными», не раскрывая их сути. Артемьев же сообщает премьеру, что ситуация изучалась с августа прошлого года. Инициатор расследования – Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава, пожаловавшееся в службу на ограничение конкуренции в Кемеровской области.

По данным ФАС, для разрешения кризиса с вывозом угля из Кузбасского региона руководство Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД, филиал РЖД), администрация Кемерова и 12 железнодорожных операторов заключили соглашение. Его суть такова: уголь из региона вывозят только эти 12 операторов, заявки на подачу вагонов остальных ЗСЖД удовлетворять не должна. В итоге 12 избранных операторов заключили договоры с грузоотправителями о том, кто, кому и в каком объеме будет подавать подвижной состав. Соглашение было оформлено протоколами совещаний при администрации Кемеровской области, пишет Артемьев.

Реализация соглашения привела к устранению конкуренции. А «рынок был разделен как по территориальному признаку, так и по объему оказываемых услуг», пишет Артемьев.

Якунин возражает, что компания не могла удовлетворить все заявки грузоотправителей. Кроме того, благодаря соглашению погрузка угля в Кузбассе стабильно растет. Между тем расследование ФАС грозит уголовным преследованием участникам соглашения, констатирует Якунин. Президенту РЖД кажется «ненормальным», когда «на руководителей РЖД, грузоотправителей региона и администрацию Кемеровской области по инициативе ФАС может быть возбуждено уголовное дело». Наказания по таким делам внушительные и включают как штраф от 300 000 руб., так и дисквалификацию и даже лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

Кроме того, Якунин считает, что ФАС не должна была штрафовать РЖД за несвоевременный вывоз грузов в ноябре 2012 г. на 2,24 млрд руб. Компания с санкциями не согласилась и оспорила их в суде.

А поскольку ФАС напрямую подчиняется правительству, Якунин и просит Медведева прекратить оба разбирательства.

РЖД не имеет права отказывать грузоотправителям, парирует Артемьев. Ситуация же с вывозом грузов разрешилась только после того, как правительство осенью прошлого года велело РЖД брать недостающий парк в аренду у других операторов, причем по регулируемым государством ставкам. Наконец, сумма выписанного РЖД штрафа – минимально возможная, исходя из формулировок КоАП. А уголовные дела возбуждает не ФАС, а правоохранительные органы, «которым для привлечения к ответственности по ст. 178 УК РФ необходимо установить вину конкретных физических лиц». Ведомство же рассматривает дела «в отношении юридических лиц и органов власти», которые «не могут быть субъектами преступления», резюмирует Артемьев.

Схема, которую предложили РЖД и операторы, убрала с рынка небольших частных железнодорожных операторов, говорит топ-менеджер одной из крупных угледобывающих компаний. Цены на перевозку угля в 2012 г. хоть и выросли к уровню 2011 г., но это, по его мнению, не связано со схемой работы РЖД и операторов, а объясняется рыночной конъюнктурой.

Жалобщик – Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава сейчас уже изменило позицию. В действиях операторов отсутствуют признаки какого-либо сговора или иных антиконкурентных действий, говорится в заявлении НП. Созданная в 2011 г. в Кузбассе технологическая схема продолжает работать и не имеет альтернативы, уточняет представитель партнерства.

К уголовной ответственности за картель привлекают высшее руководство компаний (гендиректор), которые участвуют в сговоре, либо лиц, которые принимали решение о сговоре, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков. Но в случае с РЖД и операторами вряд ли кого-то привлекут к уголовной ответственности, отмечает юрист. Он указывает, что в России еще не выносилось ни одного обвинительного приговора по делам о картельных сговорах.

Представители РЖД, ПГК, НТС, СУЭК и «Мечел транса» от комментариев отказались. Представитель ФГК на вопросы не ответил. С представителем «Новотранса» связаться не удалось.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more