ФАС разрешила «Фармстандарту» купить «Петровакс»

Федеральная антимонопольная служба разрешила «Фармстандарту» купить производителя вакцин «Петровакс фарм»

ОАО «Фармстандарт» может купить 100% долей ООО «НПО «Петровакс фарм», если выполнит ряд предписаний ФАС, сообщила служба 30 апреля. «Фармстандарт» подал заявку на приобретение производителя вакцин в начале года.

«Петровакс фарм», по данным IMS Health, входит в десятку крупнейших российских фармпроизводителей. Среди прочего он производит вакцину против гриппа «Гриппол плюс» для национального календаря прививок, а также иммуномодулятор полиоксидоний. Компания на 25,01% принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), 18,78% – у гендиректора компании Аркадия Некрасова, еще 18,75% – у первого заместителя гендиректора «Петровакс фарм» Натальи Пучковой, по информации «СПАРК-Интерфакса». Финансовые результаты компания не публикует. По итогам 2012 г. оборот «Петровакс фарм» составил около $150 млн, оценивает руководитель «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов. Он оценивает 100% «Петровакс фарм» в $150–200 млн.

«Фармстандарт» – лидер среди российских фармпроизводителей и, по собственным данным, входит в тройку крупнейших фармкомпаний, работающих на российском рынке. Выручка компании в 2012 г. составила 51,39 млрд руб., сообщал «Фармстандарт» (неаудированные данные).

Несколькими месяцами ранее такую же заявку отправил в ФАС другой претендент на «Петровакс» – один из крупнейших мировых фармпроизводителей Abbott. Американская Abbott, по данным Bloomberg, в 2012 г. заняла 8-е место по выручке среди фармацевтических и биотехнологических компаний. Ее выручка в 2012 г. составила $39,87 млрд, чистая прибыль – $5,96 млрд.

Акционеры «Петровакса» не скрывали желания заключить сделку именно с Abbott – в середине прошлого года стороны подписали соглашение о будущей сделке. Но получить разрешение российских чиновников на покупку Abbott не удалось: сделку в конце апреля заблокировала правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, сославшись на вопросы национальной безопасности. Руководитель ФАС Игорь Артемьев (его цитировал «Прайм») тогда объяснил решение комиссии среди прочего еще и международным опытом, согласно которому производители вакцин для проведения массовых прививок населению – это национальные компании.

А вот с «Фармстандартом» переговоры даже не велись, утверждал Некрасов в январе. Поэтому любое ходатайство от «Фармстандарта» должно считаться непредставленным, настаивал он. Переговоров не было, подтвердил 30 апреля представитель ЕБРР Ричард Уоллис. Комментировать решение ФАС он и представитель «Петровакса» отказались.

«Фармстандарт» хотел сначала заручиться согласием ФАС и теперь начнет переговоры с акционерами «Петровакса», объяснил представитель «Фармстандарта» Илья Крылов. От других комментариев он отказался.

Законодательство не требует, чтобы при подаче заявки в ФАС потенциальные покупатель и продавец вели переговоры, говорит партнер White & Case Григорий Чернышов. Но заявка, продолжает он, должна содержать определенные данные о деятельности приобретаемой компании – финансовые показатели, основные контракты и т. д. Иначе заявка будет признана неполной и ходатайство рассматриваться не будет. Без согласия компании, тем более непубличной, такие сведения о ее деятельности получить непросто, рассуждает Чернышов. Впрочем, такие данные о «Петроваксе» ФАС могла получить из заявки Abbott. Чернышов согласен, что служба довольно часто берет информацию из других заявок.

Представитель ФАС был недоступен для журналистов.