«Седьмой континент» обогнал ритейлеров по прибыльности

«Седьмой континент» – одна из самых прибыльных розничных сетей в России: она меньше конкурентов инвестировала в открытие новых супермаркетов
С. Портер/ Ведомости

Розничная сеть «Седьмой континент», принадлежащая Александру Занадворову, опубликовала отчет по международным стандартам после почти двухлетнего перерыва и нескольких претензий ФСФР к раскрытию информации. За 2012 г. компания увеличила выручку на 13,3% до 61,7 млрд руб., а чистую прибыль – в 7,4 раза до 2,61 млрд руб., говорится в отчете.

«Седьмой континент» оказался одним из самых прибыльных публичных ритейлеров: рентабельность по чистой прибыли составила 4,2%. У X5 Retail Group этот показатель – 1,6% (без учета эффекта списания активов), у группы «Дикси» – 0,7%, у группы «О'кей» – 4%. Больше только у «Магнита» – 5,6%.

Как «Седьмой континент» добился такого результата, в отчете не сказано. Владелец сети «Ведомостям» не ответил, представитель сети от комментариев отказался.

«Седьмой континент» продемонстрировал в 2012 г. рекордные за послекризисный период развития сети операционные и финансовые показатели, говорит директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров: помогли закрытие нерентабельных магазинов, рост продаж в гипермаркетах, открытых в 2011 г., более гибкая ценовая и маркетинговая политика, ослабление позиций конкурентов в формате супермаркета в Московском регионе, улучшение закупочных условий и рост валовой маржи (с 27,7 до 28,9%).

«Седьмому континенту» в отличие от конкурентов удалось удержать рост общих, коммерческих и административных издержек – их доля от выручки снизилась до 19,3%. «Рентабельность по EBITDA составила 11,3%, а операционная маржа – 9,5%, что выше показателей «Магнита», «Дикси», Х5 и «О'кей», – посчитала аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: компания показывает высокую рентабельность во многом благодаря сдержанной политике развития. «Активно растущие компании размывают свою маржу тем, что открывают новые магазины. В структуре их выручки присутствует определенная доля «незрелых» магазинов, имеющих меньшие показатели выручки с метра при неизменных операционных затратах», – объясняет Колупаева.

«Седьмой континент» придерживается иной, нежели конкуренты, стратегии – компания меньше инвестирует в развитие, открывает меньше новых магазинов, согласен Бурмистров. За прошлый год, по данным Infoline, компания закрыла три нерентабельных магазина в Калининградской области и открыла пять супермаркетов в Москве и области и два гипермаркета в регионах: площадь ее магазинов увеличилась на 5,6%, выручка – на 13%. «Магнит» за прошлый год открыл 1575 магазинов, увеличил площадь на 29% и выручку – на 33,6%.

Пока розничная сеть сохраняет долю рынка и лояльность покупателей, стратегия сдержанного роста работает и позволяет поддерживать рентабельность, считает Колупаева. Но другие ритейлеры заявляют агрессивные планы открытия новых магазинов и «Седьмой континент» в будущем может начать терять покупателей и, как следствие, – снижать продажи и эффективность, заключает она.