Как найти 500 млрд руб.

Вопрос регулятору

Филипп Стеркин, «Ведомости»:. Есть шанс сэкономить 40%? Олег Белозеров, замминистра транспорта: К таким большим цифрам отношусь с очень большим скепсисом. Не настолько у нас не урегулированы процедуры, чтобы давать такой зазор. Но зазор однозначно есть.

Уже ни у кого не вызывает сомнений, что в инфраструктуру нужно вкладывать деньги. Внимание приковано к источникам финансирования.

Чтобы ВВП рос всего на 3%, только в транспорт необходимо инвестировать не менее 2% ВВП – это 1,2 трлн руб. И все чаще в последнее время говорится об интеграции государственных и частных источников финансирования. Однако международная практика показывает, что государство вынуждено брать на себя существенную долю этих расходов. Так, в Великобритании доля частного капитала в инфраструктурных проектах достигает 46%, в других странах – обычно 10–15%. Согласно ФЦП развития транспортной системы России доля частных инвестиций – около 35%, но в основном за счет РЖД. А без учета этой госкомпании – порядка 15%.

Потенциал роста доли частного капитала достаточно велик, но это задача долгосрочная, и государство должно продолжать финансировать инфраструктуру. Поэтому важно повысить эффективность использования существующей инфраструктуры – иначе ограничения экономического роста снять не удастся.

Исследования McKinsey показывают, что повышение эффективности использования инфраструктуры позволит сэкономить до 40% инвестиций. Этого можно добиться за счет мер по трем направлениям: внедрение более качественных процедур отбора проектов, оптимизация их реализации и более эффективное использование активов. Для России это могло бы означать экономию почти 500 млрд руб. из необходимых 1,2 трлн.

Для каждого из направлений существует детально проработанный инструментарий. Например, Южная Корея смогла существенно повысить качество отбора проектов, создав специализированный орган по управлению госинвестициями. В результате число проектов, проходящих госотбор, сократилось почти на 50%. В Чили аналогичный орган отклоняет примерно треть поступающих проектов, а до создания экспертизу не проходило всего 2–3% проектов. Пример такого подхода в России – проект Московской кольцевой железной дороги.

В области оптимизации процессов реализации проектов важную роль должна сыграть интеграция частного бизнеса и государства. Австралийский пример показывает, что согласование и стандартизация процедур приобретения земли, четкая современная технология закупок (например, проведение тендеров в два этапа), оптимизация проектирования, стандартизация проектных решений, меры экономии затрат на строительство позволяют добиться высоких результатов. В России же пока не так много проектов, по которым удалось сократить исходные оценки расходов.

И наконец – меры по оптимизации использования существующей инфраструктуры. Пример Англии показывает, что интеллектуальные транспортные системы на автодорогах позволили на 25% сократить время нахождения в пути и на 50% – количество ДТП. В Дании оптимизация техобслуживания дорог сократила затраты на их содержание на 10–20%.