У репортеров Bloomberg оказался доступ к непубличной информации своих клиентов

Журналисты Bloomberg с 1990-х гг. имели доступ к непубличной информации клиентов компании. Регуляторы разных стран уже начали проверки
М. Стулов/ Ведомости

Терминалами Bloomberg пользуется более 315 000 подписчиков в мире: сотрудники банков и инвестфондов, центробанков, министерств финансов и деловых СМИ. Терминал Bloomberg стоит на столе председателя ФРС США Бена Бернанке и в Ватикане. Это основной бизнес Bloomberg LP, принесший в 2012 г. 85% из $7,9 млрд выручки.

Более 2400 репортеров Bloomberg News обязательно обучаются пользованию терминалом, чтобы находить информацию в потоке данных с рынков, статистических и государственных органов, компаний и проч. Но им также показывали, как можно увидеть контактные данные пользователей терминалов и некоторые из их действий – например, факт подключения или пользования некоторыми функциями, рассказали Financial Times (FT) и The New York Times несколько бывших репортеров информагентства.

Эта практика берет начало в 1990-х гг., когда Bloomberg стало развивать новостное подразделение, объяснил в открытом письме главный редактор Bloomberg News Мэттью Уинклер: репортеры встречались с клиентами, чтобы узнать, какие темы их интересуют; важно было понимать, как те пользуются терминалами, и у репортеров была возможность отслеживать историю подключений. «У репортеров не должно быть доступа к информации, которая считается конфиденциальной. Мне жаль, что он был», – написал Уинклер и напомнил этический кодекс The Bloomberg Way, который сам составил: «Видимость неправомерных действий может нанести такой же вред репутации, как и сами действия».

Репортеры Bloomberg News могли видеть историю подключений клиента к терминалу, писал Уинклер, агрегированную информацию о часто используемых функциях (СМИ приводят конкретные детали: как часто клиенты пользовались такими функциями, как новости или чат, просмотр графиков или классов активов), информацию об обращениях в службу поддержки.

Уинклер и гендиректор Bloomberg LP Дэниел Докторофф уверяют, что журналисты не могли видеть, какие новости читает пользователь, какими ценными бумагами интересуется (торгует или отслеживает), содержание его сообщений, структуру портфеля и проч.

Представитель Bloomberg Кэтрин Томас не ответила на просьбу «Ведомостей» уточнить, в агентстве просто забыли о практике 1990-х гг. или журналистов учили пользоваться определенной информацией. Томас сослалась на заявления компании, что журналисты имели доступ к некоторым данным, но в апреле он был закрыт после обращения клиента. Этот клиент – банк Goldman Sachs, пишет FT: его руководители пожаловались в Bloomberg, потому что журналист позвонил в гонконгский офис банка, чтобы справиться, работает ли там некий сотрудник, и объяснил свой интерес тем, что тот давно не подключается к терминалу.

Как рассказали FT сотрудники JPMorgan Chase, репортеры Bloomberg, по их мнению, в 2012 г. использовали информацию о подключениях к терминалу, чтобы понять, покинул ли банк Бруно Иксил по прозвищу «лондонский кит». «Многие репортеры делали это и в отношении других трейдеров из групп по торговле акциями и инструментами с фиксированным доходом нашего инвестбанка», – сказал газете сотрудник JPMorgan. Операции Иксила с деривативами принесли JPMorgan $6 млрд убытка, но в апреле 2012 г., когда информация попала в прессу, гендиректор Джейми Даймон утверждал, что это буря в стакане воды.

ФРС и минфин США начали проверку по факту доступа журналистов Bloomberg к информации о клиентах. ЕЦБ и Бундесбанк вчера сообщили, что запросили у Bloomberg информацию.

Необходима независимая проверка, заявил вчера CNBC бывший председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США Харви Питт: «Мы знаем лишь то, что нам говорят люди, которые занимались этой ужасной деятельностью. Мы слышим лишь отрицания со стороны Bloomberg, но пока они не вызывают большого доверия».

В том, что информация о клиентах стала доступна журналистам Bloomberg, нет ничего критичного, спокоен Михаил Белявский, исполнительный директор UBS в России: «Единственно важная информация – история и содержание переписки. Но мы не сталкивались с подвохами со стороны Bloomberg в этом плане». «Если речь идет о грубой статистической информации, как заявляет Bloomberg, не думаю, что это может иметь большую ценность для журналистов. Однако всегда неприятно, когда кто-то получает доступ к непубличным данным», – отмечает Олег Воротницкий из «Уралсиб кэпитал». Но на бизнесе Bloomberg это не скажется, считает он: «Рынок данных услуг монополизирован, они чувствуют себя достаточно уверенно».

В Thomson Reuters подразделения терминалов и журналистов работают абсолютно независимо, последние не имеют доступа к непубличной информации о клиентах, заявила представитель компании. Представитель Dow Jones Newswires сказал, что старшие редакторы иногда встречаются с клиентами, чтобы рассказать о новостных продуктах, но всегда четко разделяют журналистику и бизнес.