Россияне теряют интерес к шопингу

Российские потребители стали реже ходить в магазин, зато покупают каждый раз больше товаров. Смена привычки играет на руку владельцам гипермаркетов
А.Махонин/ Ведомости

Среднестатистическая российская семья ежегодно тратит на товары повседневного спроса (FMCG) 108 800 руб., или примерно 9000 руб. в месяц, подсчитала исследовательская компания GfK Rus по собственной потребительской панели. Траты в натуральном выражении год от года растут незначительно, траты на продукты питания увеличиваются в основном за счет роста цен, а увеличение потребления и числа премиальных покупок играет весьма незначительную роль, рассказал автор исследования, заместитель гендиректора GfK Rus Сергей Яшко на форуме Института Адама Смита «Агробизнес в России». За прошлый год, по данным GfK, продажи продовольственных товаров увеличились на 8,7%, из которых 6 процентных пунктов дал рост цен, в том числе 5,1% – продовольственная инфляция и 0,9% – смещение спроса в сторону премиум-сегмента.

Самые существенные перемены, по словам Яшко, происходят в поведении покупателей: за прошлый год количество походов и поездок за покупками снизилось на 4,8% – с 243 до 231 в год, а средний чек, напротив, увеличился на 14,2% – с 409 до 467 руб. Вдобавок россияне постепенно охладевают к процессу совершения покупок, свидетельствуют данные GfK: если в 2010 г. 71% респондентов отвечали, что любят шопинг, то в 2011 г. таких было 68%, а в 2012 г. – 67%.

Россия постепенно движется к западной модели потребления, которая предполагает более редкие, но более крупные закупки продуктов питания, соглашается партнер российского офиса консалтинговой компании Deloitte & Touche Егор Метелкин: «В США, например, принято покупать продукты на неделю и в течение недели почти не заезжать в магазин. Российские потребители движутся к такой модели, и в результате – при сохранении потребления – средний чек растет, а число чеков снижается». Важную роль в этом процессе, по словам Метелкина, играют гипермаркеты: «Отчасти такое поведение может быть обусловлено именно развитием этого формата. Он формирует новые привычки».

Играет роль и транспортный фактор, убежден Сергей Ковжаров из компании AForex: «Автомобилей становится больше, и людям проще купить продукты на несколько дней, чтобы не стоять в пробках».

Розничная сеть «Магнит», открывающая как магазины «у дома», так и гипермаркеты, сообщает, что число покупателей в ее гипермаркетах растет, а в маленьких магазинах сокращается.

В I квартале магазины «у дома» потеряли 0,8% трафика, а гипермаркеты увеличили на 3,77% (LFL, по магазинам, работающим больше года). В абсолютном значении магазины «у дома» «Магнита» в I квартале увеличили выручку на 24,5%, а гипермаркеты – на 44,6%.

Ритейлеры адаптируются к перемене поведения потребителей, открывая новые гипермаркеты, говорит Метелкин.

Этот сегмент развивался динамичнее других, свидетельствуют данные Infoline: за прошлый год появилось 98 гипермаркетов совокупной площадью почти 500 000 кв. м, их число на начало 2013 г. выросло до 690, а площадь – до 3,79 млн кв. м. Супермаркетов за 2012 г. открыто 242 площадью 207 400 кв. м, так что в начале 2013 г. их было 2303 общей торговой площадью более 1,97 млн кв. м, подсчитали в Infoline.

Сейчас наиболее активно развиваются крупные форматы – гипермаркеты и супермаркеты, соглашается представитель Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов. Первый, по его словам, привлекает покупателя ассортиментом и ценами, второй – большой долей свежих продуктов (мясо, молоко, фрукты и овощи) и кулинарии собственного производства. В такие магазины люди ходят реже, но тратят больше, в том числе потому, что свежие продукты дороже консервированных и замороженных, говорит он.

«Средний чек в крупном современном супермаркете площадью 1000–1500 кв. м может быть на 50% больше, чем в достаточно большом магазине «у дома» (300 кв. м), и вдвое больше, чем в небольшом магазине (150 кв. м)», – сказал владелец татарстанской сети магазинов «Челны-хлеб» Эдуард Юнусов. Он считает главной тенденцией последних лет смещение спроса в сторону свежих продуктов. В сети «Челны-хлеб» доля фруктов и овощей удвоилась за последние три года, превысив 15% от общего товарооборота, говорит Юнусов.

С ним соглашается представитель крупного федерального ритейлера, группы «Дикси», Екатерина Куманина: в I квартале этого года категория овощей и фруктов продемонстрировала рекордный прирост и принесла компании 4,8 млрд руб. выручки (общая – 43,2 млрд руб.).