Россияне теряют интерес к шопингу

Российские потребители стали реже ходить в магазин, зато покупают каждый раз больше товаров. Смена привычки играет на руку владельцам гипермаркетов
А.Махонин

Среднестатистическая российская семья ежегодно тратит на товары повседневного спроса (FMCG) 108 800 руб., или примерно 9000 руб. в месяц, подсчитала исследовательская компания GfK Rus по собственной потребительской панели. Траты в натуральном выражении год от года растут незначительно, траты на продукты питания увеличиваются в основном за счет роста цен, а увеличение потребления и числа премиальных покупок играет весьма незначительную роль, рассказал автор исследования, заместитель гендиректора GfK Rus Сергей Яшко на форуме Института Адама Смита «Агробизнес в России». За прошлый год, по данным GfK, продажи продовольственных товаров увеличились на 8,7%, из которых 6 процентных пунктов дал рост цен, в том числе 5,1% – продовольственная инфляция и 0,9% – смещение спроса в сторону премиум-сегмента.

Самые существенные перемены, по словам Яшко, происходят в поведении покупателей: за прошлый год количество походов и поездок за покупками снизилось на 4,8% – с 243 до 231 в год, а средний чек, напротив, увеличился на 14,2% – с 409 до 467 руб. Вдобавок россияне постепенно охладевают к процессу совершения покупок, свидетельствуют данные GfK: если в 2010 г. 71% респондентов отвечали, что любят шопинг, то в 2011 г. таких было 68%, а в 2012 г. – 67%.

Россия постепенно движется к западной модели потребления, которая предполагает более редкие, но более крупные закупки продуктов питания, соглашается партнер российского офиса консалтинговой компании Deloitte & Touche Егор Метелкин: «В США, например, принято покупать продукты на неделю и в течение недели почти не заезжать в магазин. Российские потребители движутся к такой модели, и в результате – при сохранении потребления – средний чек растет, а число чеков снижается». Важную роль в этом процессе, по словам Метелкина, играют гипермаркеты: «Отчасти такое поведение может быть обусловлено именно развитием этого формата. Он формирует новые привычки».

Играет роль и транспортный фактор, убежден Сергей Ковжаров из компании AForex: «Автомобилей становится больше, и людям проще купить продукты на несколько дней, чтобы не стоять в пробках».

Розничная сеть «Магнит», открывающая как магазины «у дома», так и гипермаркеты, сообщает, что число покупателей в ее гипермаркетах растет, а в маленьких магазинах сокращается.

В I квартале магазины «у дома» потеряли 0,8% трафика, а гипермаркеты увеличили на 3,77% (LFL, по магазинам, работающим больше года). В абсолютном значении магазины «у дома» «Магнита» в I квартале увеличили выручку на 24,5%, а гипермаркеты – на 44,6%.

Ритейлеры адаптируются к перемене поведения потребителей, открывая новые гипермаркеты, говорит Метелкин.

Этот сегмент развивался динамичнее других, свидетельствуют данные Infoline: за прошлый год появилось 98 гипермаркетов совокупной площадью почти 500 000 кв. м, их число на начало 2013 г. выросло до 690, а площадь – до 3,79 млн кв. м. Супермаркетов за 2012 г. открыто 242 площадью 207 400 кв. м, так что в начале 2013 г. их было 2303 общей торговой площадью более 1,97 млн кв. м, подсчитали в Infoline.

Сейчас наиболее активно развиваются крупные форматы – гипермаркеты и супермаркеты, соглашается представитель Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов. Первый, по его словам, привлекает покупателя ассортиментом и ценами, второй – большой долей свежих продуктов (мясо, молоко, фрукты и овощи) и кулинарии собственного производства. В такие магазины люди ходят реже, но тратят больше, в том числе потому, что свежие продукты дороже консервированных и замороженных, говорит он.

«Средний чек в крупном современном супермаркете площадью 1000–1500 кв. м может быть на 50% больше, чем в достаточно большом магазине «у дома» (300 кв. м), и вдвое больше, чем в небольшом магазине (150 кв. м)», – сказал владелец татарстанской сети магазинов «Челны-хлеб» Эдуард Юнусов. Он считает главной тенденцией последних лет смещение спроса в сторону свежих продуктов. В сети «Челны-хлеб» доля фруктов и овощей удвоилась за последние три года, превысив 15% от общего товарооборота, говорит Юнусов.

С ним соглашается представитель крупного федерального ритейлера, группы «Дикси», Екатерина Куманина: в I квартале этого года категория овощей и фруктов продемонстрировала рекордный прирост и принесла компании 4,8 млрд руб. выручки (общая – 43,2 млрд руб.).