Россияне отдают предпочтение дорогим лекарствам

Из лекарств, цены на которые регулирует государство, россияне предпочитают лечиться более дорогими. Продажи жизненно важных препаратов растут почти так же быстро, как остальных лекарств

Продажи жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛП, см. врез) в I квартале 2013 г. выросли на 16% до 37,85 млрд руб., препаратов не из списка – на 17% до 106,85 млрд руб. (учитываются продажи лекарств в аптеках), рассказал руководитель «IMS Health Россия и СНГ» Николай Демидов на Российском фармацевтическом форуме, организованном Институтом Адама Смита. Но если продажи препаратов, не входящих в перечень, росли в первую очередь за счет увеличения цены, то продажи жизненно важных лекарств – за счет увеличения продаж более дорогих препаратов, следует из презентации IMS Health.

До сих пор разрыв в росте продаж лекарств из списка и не входящих в него препаратов был больше, говорит Демидов. По данным DSM Group, в 2012 г. объем продаж жизненно важных лекарств вырос на 13%, препаратов не из списка – на 15%, в 2011 г. – на 11 и 15% соответственно. Цены на лекарства из списка регулируются государством и аптекам приходится компенсировать потери более существенным увеличением цен на остальные препараты, объясняла DSM Group.

Но в I квартале 2013 г. впервые с 2009 г. была зафиксирована эпидемия гриппа, что привело к росту спроса на лекарства из перечня (в нем, например, есть большинство популярных иммуномодуляторов), рассказывает Демидов. Зачастую потребители покупают лекарства от гриппа без назначения врача, по рекомендации фармацевта в аптеке – он заинтересован продать более дорогие препараты, продолжает Демидов. В среднем розничная наценка на жизненно важные лекарства низкого ценового сегмента – 20–25%, высокого – около 10%, но в абсолютном выражении наценка на дорогие лекарства выше, говорит сотрудник одной из аптечных сетей.

Дистрибуторы и аптеки стремятся заказывать более дорогие препараты, говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. Для дистрибуторов в абсолютном выражении затраты по отгрузке дорогих препаратов сопоставимы с затратами на отгрузку более дешевых, а в относительном – ниже, говорил ранее гендиректор фармдистрибутора «Протек» Игорь Филатов. Спрос смещается в сторону более дорогих лекарств, но это касается как регулируемого, так и нерегулируемого сегментов, отмечает гендиректор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.

Группа А5 закупает лекарства на тендерах, и один из критериев выбора победителя – готовность производителя оказывать маркетинговую поддержку препарату, рассказывает гендиректор компании Андрей Гусев. Производители самых дешевых лекарств одного и того же международного непатентованного наименования (МНН), как правило, к этому не готовы. В прошлом году, по словам Гусева, маркетинговые доходы группы составили около 5% от общего объема продаж (в 2012 г. это 16,8 млрд руб. без учета продаж в сегменте дополнительного лекарственного обеспечения). У «Риглы» на долю маркетинговых услуг приходится около 3,5% от оборота, говорит Филиппов.

Во II квартале темпы роста коммерческого рынка снизятся до 10–12%, а темпы роста продаж препаратов из списка вернутся к прежним показателям из-за окончания эпидемии гриппа, считает Демидов.