Минздрав взялся за рекламу


«Реклама лекарств должна исключаться», – сказала министр здравоохранения Вероника Скворцова (ее слова цитирует «Интерфакс»). В марте правительство поручило Минздраву, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и органам исполнительной власти проработать вопрос о запрете рекламы лекарств в СМИ, в том числе в электронных, сообщало «РИА Новости».

Вначале нужно упорядочить сферу рекламирования лекарств, говорит представитель Минздрава: необходимо законодательно ограничить бесконтрольную рекламу лекарств в СМИ, организовать оценку рекламных материалов на предмет их соответствия нормативным требованиям. Ответ на вопрос, что именно будет делать министерство, «Ведомостям» получить не удалось.

Производители лекарств и биологически активных добавок (БАД) – четвертые рекламодатели по объемам бюджета на рекламу после ритейла (16,5%), продуктов питания (12,5%) и косметики и парфюмерии (11,3%), подсчитала компания «Ремедиум» (на основе данных «TNS Россия»). В 2012 г. доля фармацевтической рекламы выросла с 10,2 до 11%, но количество рекламодателей сократилось на 9% до 385 компаний. В лидерах по объему рекламы в СМИ (считается количество выходов рекламы) – производители лекарств Novartis, «Фармстандарт», Berlin-Chemie, указывает «Ремедиум».

«Реклама для нас – категория № 1 по расходам, – признавался в интервью «Ведомостям» в 2012 г. гендиректор «Фармстандарта» Игорь Крылов. – В нашем портфеле национальные бренды, и мы не можем оставить их без поддержки».

Инициатива по запрету рекламы лекарств (тогда с ней выступала Госдума) направлена на ограничение прав граждан, говорил Крылов. Он ссылался на опыт США: там ответственное самолечение (когда человек сам принимает решение, как он будет лечиться) экономит больше $102 млрд бюджетных денег. Организация ответственного самолечения, объединяющая ряд стран, провела исследование: за 10 лет объем продаж безрецептурных препаратов вырос в Европе на 2%, рецептурных – на 20%, отмечал топ-менеджер: «Отсюда очень простой вывод: люди никогда не принимают решение, как себя лечить, на основании рекламы <...> Решение, как пользоваться препаратом, принимается после прочтения инструкции, а реклама лишь информация о том, что есть некое лекарство».