"Роснефть", возможно, купит 49% «Итеры» за $3 млрд


Возможность покупки 49% "Итеры" обсуждалась на инвесткомитете "Роснефти", подтвердил "Ведомостям" источник, близкий к компании. Темпы роста газового рынка имеют тенденцию к замедлению (по самым оптимистичным прогнозам аналитиков объемы потребления к 2020 г. сохранятся на текущем уровне), ограничен и потенциал спроса в энергетике, поясняет он. В таких условиях монополия «Газпрома» практически не оставляет шанса на развитие независимым производителям газа. По сути единственная возможность выжить и монетизировать собственные газовые ресурсы – это укрупнение. По этому пути и пошла «Роснефть», решив консолидировать "Итеру". В противном случае у компании просто нет шанса диверсифицировать свой бизнес за счет развития газовой составляющей.

Инвестиционный комитет "Роснефти" одобрил приобретение 49% "Итеры" у Игоря Макарова и его партнеров. Сумма сделки составит около $3 млрд, закрыть ее планируется в течение одного-двух месяцев, пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на свои источники. Компании сделку не комментируют. Макаров контролирует свою долю в "Итере" через ООО "Итера холдинг". Одним из партнеров является первый вице-президент "Итера груп" Владимир Макеев. Хотя в 2011 г. сообщалось, что примерно 5% "Итеры" принадлежит семье Сергея Чемезова, руководителя "Ростеха", сейчас в госкорпорации заявили, что жена Чемезова продала свой пакет в "Итере" два года назад. Сейчас она или аффилированные с нею структуры больше акциями "Итеры" не владеют.

"Итера" была одной из первых и долго оставалась единственной крупной независимой газовой компанией в России. В 2001 г. ее пытался купить «Газпром» за $1 млрд, но Макаров отказался. В 2002 г. «Итера» согласилась на альянс с «Новатэком», но в конце года слияние приостановили из-за разногласий. В 2010 г. Макаров не сошелся в цене с ТНК-ВР. Тогда обсуждалась продажа 50% акций "Итеры" с конвертацией доли в акции ТНК-ВР. Макаров оценивал свою долю в $1,5 млрд.

"Роснефть" получила контроль над «Итерой» в феврале 2012 г. Тогда стороны договорились о создании СП, суммарные запасы которого составляли 1,2 трлн кубометров газа. Нефтекомпания получила в НГК "Итера" 51%, внеся в нее ряд своих газовых активов и $173,4 млн. Основными активами самой "Итеры" были 49% ОАО "Сибнефтегаз" (51% у "Новатэка"), 49% ЗАО "Пургаз" (51% контролируется "Газпромом"), 67% в ЗАО "Уралсевергаз-НГК" (реализует газ в Свердловской области). По подсчетам аналитика UBS Максима Мошкова, «Итера» для сделки была оценена в $3,2 млрд, ее стоимость после сделки — $5,9 млрд.

«У меня не было цели выйти из бизнеса. Я всегда стремился к тому, чтобы «Итера» развивалась. С партнером или самостоятельно — не важно. Главное — непрерывный рост. Именно для развития «Итеры» мы объединились с «Роснефтью», — рассказывал Макаров в недавнем интервью «Ведомостям». Но бывшие менеджеры «Итеры» считали, что на этом этапе компания утратила самостоятельность. «Макарову нужно поскорее обменять свою долю в «Итере» на пакет в «Роснефти», — советовал один из них в начале мая.

Когда шла первая сделка, Макаров не намеревался продавать компанию полностью, считает аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков. Предполагалось, что «Итера» станет если не центром консолидации газовых активов «Роснефти», то будет управлять консолидацией. Но эта идея умерла, не родившись, считает Мошков. Президент «Роснефти» Игорь Сечин обещал к 2020 г. довести добычу своей компании до 100 млрд куб. м газа. «Итера», которая в 2013 г. добудет 12,6 млрд куб. м, к 2020 г. с учетом разработки внесенных в нее «Роснефтью» месторождений нарастит добычу лишь до 20 млрд куб. м, следует из презентации госкомпании. Полный выкуп «Итеры» «Роснефтью» – хорошая сделка для Макарова, но не лучший вариант для развития газовой отрасли, уверен Крюков. Под разговоры о приватизации доля государства в энергетических компаниях лишь увеличивается, а эффективность управления при отсутствии конкуренции снижается.

Идея консолидировать "Итеру" начала оформляться примерно осенью 2012 г., утверждает один из источников "Коммерсанта". По его словам, это произошло, когда Сечин решил заняться газовым бизнесом вплотную. Еще один источник издания отметил, что "Роснефть" привыкла сама заниматься своими проектами и в целом работать без партнеров". Наконец, источник, близкий к "Роснефти", заявил, что "в какой-то момент стало понятно, что у Игоря Макарова нет средств на развитие бизнеса компании".

После закрытия сделки Макаров планирует заниматься поиском новых газовых активов, отмечает «Коммерсантъ». У него, вероятно, останется и бренд «Итера». Также Макаров будет развивать и свои девелоперские проекты, в числе которых бизнес-центр с первым жилым небоскребом "Парус" в белорусской столице, гостиничный комплекс в курортной зоне "Аваза" в Туркмении, офисное здание для оргкомитета Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в Сочи, а также "Минск-сити", контракт на строительство которого, как сообщалось, был расторгнут по решению президента Белоруссии Александра Лукашенко. Кроме того, Макарову, который был профессиональным велогонщиком, принадлежит велокоманда "Катюша".