Статья опубликована в № 3355 от 30.05.2013 под заголовком: Недетские миллиарды

Ежемесячно родители в городах-миллионниках тратят на детей 47 млрд руб.

Родители, живущие в городах-миллионниках, в месяц тратят на детей 47 млрд руб., или по 14 000 руб. на ребенка. Но специализированная детская розница далека от консолидации
В городах-миллионниках средний чек на 10% выше, чем в небольших
А. Махонин / Ведомости

В городах-миллионниках родители ежемесячно тратят на ребенка 14 000 руб., в Москве – на 20% больше, примерно 17 000 руб., подсчитала Synovate Comcon. В исследовании участвовали по 2800 родителей и их детей в возрасте 4–15 лет из городов-миллионников (там проживает около 3 млн детей этого возраста). Компания проводит исследование два раза в год: с респондентами проводится личное интервью, также используется анкетирование. В расходы на детей Synovate Comcon включает траты на продукты, одежду, образование, лечение, мебель, игрушки, развлечения, карманные расходы (см. график).

За прошлый год уровень ежемесячных трат увеличился на 12%: если по итогам первого полугодия совокупные траты составляли 41,9 млрд руб., то к концу 2012 г. эта цифра выросла до 47,2 млрд руб., говорится в исследовании. При этом средний доход на человека в семье даже немного снизился – с 19 274 руб. в первом полугодии до 19 223 руб. к концу года, говорит эксперт Synovate Comcon по исследованиям детского рынка Юлия Быченко.

Агентство «Infoline-аналитика», специализирующееся на исследованиях розницы, оценивает рынок детских товаров без учета карманных расходов, а также трат на образование и питание (кроме товаров для новорожденных) в 2012 г. в 450 млрд руб., говорит его директор Михаил Бурмистров. В этом году рынок вырастет примерно на 12% и перешагнет порог в 500 млрд руб., продолжает эксперт. По подсчетам Минпромторга, рынок растет примерно на 15% в год.

По расчетам «Детского мира», 20% детских товаров продаются в неорганизованной рознице, а еще 27% – в неспециализированных гипермаркетах. Рынок детских товаров трансформируется: неорганизованная розница теряет позиции, потребитель готов тратить больше за качественные вещи в магазинах с интересной концепцией, считает Бурмистров. На специализированную розницу в прошлом году пришлось 46% продаж и четыре крупнейших игрока контролируют только 35% от них, подсчитал «Детский мир». Сам «Детский мир» продал, по данным компании, 15% товаров в специализированной рознице, 9% продаж пришлось на сети «Дети» и «Здоровый малыш», 6% – на «Дочки-сыночки» и 5% – на «Кораблик» (все – в денежном выражении).

Самая весомая категория в расчетах Synovate Comcon – расходы на еду: на них приходится около трети всех трат. Еще около 30% родители тратят на детскую одежду и обувь. Подростки четко разделяют свой собственный бюджет и бюджет семьи, говорил ранее «Ведомостям» гендиректор детского развлекательного портала tvidi.ru Олег Ульянский. Карманные деньги тратятся на развлечения и удовольствия, а одежду, обувь, учебники и проч. оплачивают родители, добавлял он. По подсчетам Synovate Comcon, на карманные расходы и развлечения родители дают примерно по 6% от общих трат на детей: выходит, по 750–1000 руб. на ребенка в месяц. Доля денег, которыми распоряжаются дети (в том числе деньги на карманные расходы), растет и именно это один из драйверов увеличения расходов родителей на детей, считает Бурмистров.

Рост расходов связан не только с общим увеличением количества детей, но и с изменением структуры потребления: жители крупных городов покупают все более дорогие товары (а это, в свою очередь, связано с опережающим развитием новых форматов сетевой розницы). Из-за более высоких доходов средний чек в городах-миллионниках примерно на 10% выше, чем в небольших городах, говорит генеральный директор ГК «Детский мир» Владимир Чирахов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать