НМТП ищет деньги

НМТП ведет переговоры с банками о реструктуризации задолженности. На ближайшие два года придутся основные платежи порта по долгу почти в $2 млрд

В 2012 г. денежный поток НМТП составлял $427 млн, говорится в презентации порта к МСФО за 2012 г. Выручка НМТП за I квартал снизилась по сравнению с 2012 г. на 12% – до $239,4 млн, говорится в отчете компании. При этом выручка от стивидорной деятельности снизилась на 14,3% до $209,1 млн, а выручка от услуг порта (в том числе бункеровки) – всего на 0,7% до $26,1 млн. EBITDA НМТП сократилась на 21,2% до $137,2 млн. Финансовые показатели НМТП не дают надежды на то, что компания сможет справиться с выплатами по долгу без рефинансирования, полагает аналитик БКС Игорь Краевский.

Группа НМТП начала переговоры с банками о рефинансировании долга, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к порту. НМТП также договаривается об изменении условий кредита в Сбербанке, отмечает еще один источник, близкий к порту. В конце марта чистый долг НМТП был $1,9 млрд. В этом году компании нужно вернуть банкам $85 млн, говорится в презентации НМТП. А в 2014 г. – уже $484 млн (см. график). Представители НМТП и Сбербанка от комментариев отказались.

Сокращение стивидорной выручки и EBITDA связано со снижением объемов перевалки сырой нефти и зерна, отмечает НМТП. В I квартале перевалка нефти сократилась на 15% в сравнении с прошлым годом – до 24 млн т (за весь 2012 год перевалка нефти сократилась на 2,3% до 110,8 млн т), зерна – на 93,3% до 154 100 т (за весь 2012 год погрузка увеличилась на 37,9% до 7,9 млн т). Падение погрузки нефти и зерна врио гендиректора НМТП Юрий Матвиенко объяснял волатильностью рынка нефти и отсутствием экспортных отгрузок зерна. В целом грузооборот НМТП в I квартале сократился на 9,7% до 37 млн т.

Кроме того, совладелец НМТП – государственная «Транснефть» настаивает на дополнительных инвестициях в модернизацию мощностей терминала для перевалки нефти в порту Новороссийск («Шесхарис») в 2013 г. До 2012 г. в него было инвестировано $147 млн, на 2013–2014 гг. запланировано $141 млн. Но в то же время «Шесхарис» загружен только на 60%. «В общем грузообороте наливные грузы составляют более 80%, но приносят они только 36% выручки», – констатировал в интервью «Ведомостям» президент группы «Сумма» (вместе с «Транснефтью» контролирует порт) Александр Винокуров.