Лебедев продает «Аэрофлот»

Некогда крупнейший частный совладелец «Аэрофлота» Александр Лебедев готовится покинуть компанию. Как стало известно «Ведомостям», от бывших у бизнесмена полгода назад 12,5% осталось лишь 4,5%, да и те выставлены на продажу
Доля Лебедева в "Аэрофлоте" сейчас стоит около 2,5 млрд руб./ М.Лысцева/ ИТАР-ТАСС

Лебедев в ближайшее время планирует продать долю в «Аэрофлоте», сообщили «Ведомостям» источник в Национальной резервной корпорации (НРК, принадлежит бизнесмену) и инвестбанкир, подыскивающий покупателей на эти бумаги. Лебедев это подтвердил. На продажу выставлено 4,5%. Это все, что осталось, говорит Лебедев. Между тем у бизнесмена еще три года назад был блокирующий пакет, а в конце прошлого года – около 12,5% акций «Аэрофлота».

Держать пакет в 4,5% нет смысла – им даже невозможно провести в совет директоров своего представителя, рассуждает Лебедев. Но и продать такой крупный пакет с минимальным дисконтом не получится – ситуация на рынке сейчас нестабильная, указывает руководитель аналитического департамента «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго.

Источник, близкий к НРК, указывает, что переговоры велись, в том числе и с группой «Уралсиб», но окончательного решения еще не принято. Гендиректор «Уралсиб кэпитал» Марк Темкин говорит, что акций «Аэрофлота» у его компании нет и приобретать в интересах группы их тоже не планируется. Но источник в компании поясняет, что ранее «Уралсиб» уже продал порядка 4% акций в интересах крупных клиентов. Крупными партиями и не в рынок, добавил он. В их числе были и акции Лебедева. «Поскольку мы справились с этой задачей неплохо, то надеемся, что и оставшийся пакет доверят к реализации тоже нам», – добавляет он.

Сам Лебедев с продажей пакета не торопится. По его словам, он ведет переговоры с рядом инвестбанков, в том числе и зарубежных. Их пять, добавил он. Стратегическим инвесторам, например авиакомпаниям, в том числе и зарубежным, он продавать долю не планирует. Если не будет выгодного предложения, акции будут продаваться в рынок, говорит Лебедев. Банки, по его словам, хотят слишком большой дисконт, а «актив ликвидный».

На закрытие торгов на Московской бирже во вторник капитализация «Аэрофлота» составляла 56,4 млрд руб. Таким образом, оставшийся у Лебедева пакет можно оценить в 2,5 млрд руб.

Кому ранее Лебедев продал акции «Аэрофлота», сказать сложно, продолжает источник, близкий к НРК. Покупателей много, все они – крупные инвестфонды. По данным Bloomberg, самые крупные пакеты акций «Аэрофлота» (0,3–0,45%) за последнее время купили Mackenzie Financial Corporation, East Capital Asset Management, Swedbank Robur Fonder, Vanguard Group Inc.

Источник в «Аэрофлоте» подтверждает изменение доли Лебедева. Ему известно, что она сейчас составляет около 4,5%.

Выход Лебедева из состава акционеров, рассуждает источник, близкий к совету директоров авиакомпании, не снизит прозрачность перевозчика. Компания фактически будет управляться инвестфондами, у которых задача – заработать на ее операционной деятельности.

Финансовый директор Lufthansa Симона Менн рассказывала ранее «Ведомостям», что перевозчиком, после того как немецкое государство полностью вышло из состава акционеров, также в основном владеют инвестфонды, у которых небольшие пакеты. И это нормальная европейская практика, отметила она.

Выход Лебедева из состава акционеров откроет дорогу к размещению «Аэрофлота» на международных биржевых площадках. «Аэрофлот» де-факто отложил сделку, которая планировалась в конце 2012 – 2013 г., так как боялся «непредсказуемого» поведения Лебедева, объясняет источник, близкий к совету директоров компании. «Пакет, проданный Лебедевым в короткий отрезок времени, пусть и 4,5%, может нивелировать усилия менеджмента по повышению капитализации. Поэтому, пока у бизнесмена крупный пакет, «Аэрофлот» рисковать не будет», – констатирует источник, близкий к компании.

Лебедев хотел продать свою долю в 25,8% в «Аэрофлоте» еще 2,5 года назад государству. Вопрос получил одобрение тогдашнего премьер-министра Владимира Путина. Продажа «Аэрофлота» увязывалась с реализацией такого же пакета «Ильюшин финанс Ко» (ИФК). Предполагалось, что долю в «Аэрофлоте» за 8,57 млрд руб. купит сама авиакомпания, а в ИФК – ВЭБ за 5,39 млрд руб., говорил Лебедев.

Но в итоге «дочка» «Аэрофлота» – «Аэрофлот-финанс» – купила лишь 6,3% за 2,5 млрд руб. Покупку доли в ИФК заблокировала на наблюдательном совете ВЭБа бывшая тогда министром экономического развития Эльвира Набиуллина. Сделка развалилась.

В конце прошлого года бизнесмен предложил реанимировать эту тему, заявив, что НРК готова продать оставшиеся акции «Аэрофлота» (14,5%) примерно по $1,3 за акцию ($217 млн за весь пакет). Но ответа на это предложение не дождался.