«Аэрофлот» покупает новые Airbus со скидкой 50%

«Аэрофлот» готовится приобрести 14 самолетов Airbus. Как стало известно «Ведомостям», авиакомпания заплатит за них вдвое меньше каталожной цены
М. Стулов/ Ведомости

В следующую пятницу совет директоров «Аэрофлота» обсудит лизинг 14 новых самолетов Airbus – 10 A320 и 4 A321, сообщила компания. Сумму сделки она не раскрывает. Известно лишь, что общая каталожная стоимость этих самолетов составляет $1,34 млрд. Близкий к совету директоров источник говорит, что скидка к ней составит около 50%, а сумма контракта – около $730 млн. По состоянию на май этого года A320 оценены в $44 млн за самолет, А321 – в $50,2 млн, уточняет другой источник «Ведомостей», видевший материалы к совету. Итого общая стоимость судов – $643 млн. Но лайнеры будут поставлены не сейчас, а с начала 2016 г. по осень 2017 г., добавляет он. Поэтому общая сумма контракта будет больше, поскольку в него будет заложена инфляция производителя – не менее 3,7% годовых. С учетом этого сумма контракта составит около $730 млн, говорит собеседник «Ведомостей».

Поставщик самолетов – лизинговая Aerospace International Group (AIG). Представитель компании на запрос «Ведомостей» о деталях нового контракта не ответил. Его коллеги из Airbus и «Аэрофлота» от комментариев отказались. Но источник в авиастроительной корпорации указывает, что это не прямой контракт с производителем, поэтому не является сферой ответственности Airbus. Он добавляет, что AIG – крупный агрессивный игрок, который занимает все большие ниши на рынке авиализинга. Получение столь крупной скидки – нормальная практика для крупных авиакомпаний, размещающих крупные заказы, рассуждает сотрудник лизинговой компании.

«Аэрофлот» не впервые получает существенные скидки от производителей техники. При покупке Sukhoi Superjet (SSJ) скидка составила около 40%, на восьми новых Boeing 777 год назад – 47%. Уступчивость американской компании объяснялась тем, что авиапроизводитель надеялся избежать штрафов из-за серьезной задержки проекта В787 Dreamliner.

«Аэрофлот» заказал 22 таких лайнера к Олимпиаде в Сочи. Boeing тогда также надеялась усилить позиции в России, заручившись договорами с крупнейшей авиакомпанией страны, в парке которой на тот момент преобладали Airbus. В итоге «Аэрофлот» заказал через «Ростехнологии» 50 Boeing 737NG. Но этого количества лайнеров компании оказалось мало.

Скидка за SSJ тоже объяснима, рассуждает главный редактор Avia.ru Роман Гусаров. «Аэрофлот» стал стартовым заказчиком и фактически дорабатывал самолеты в процессе эксплуатации, мирился с вынужденными простоями самолета из-за «детских болезней».

Вероятно, получение столь крупной скидки связано с двумя причинами. С одной стороны, Airbus стремится сохранить позиции в крупнейшей российской авиакомпании, а с другой – новый амбициозный лизинговый игрок пытается сильнее закрепиться на рынке и потеснить безоговорочного лидера – ILFC, заключает Гусаров.

Новые самолеты необходимы перевозчику для обновления парка, говорит один из собеседников «Ведомостей». Самолеты старше шести лет будут выводиться в дочерние авиакомпании. Новый контракт с учетом поступлений ранее заказанной техники позволит к 2016 г. полностью обновить парк компании, добавляет он.

Покупать 14 Airbus «Аэрофлот» скорее всего будет за счет займов, говорит один из собеседников «Ведомостей». Сейчас долговую нагрузку «Аэрофлота» можно оценить как средней тяжести: отношение EBITDA к чистому долгу на конец 2012 г. составляла 3,2, отмечает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Но в этот показатель включены и обязательства по финансовому лизингу. Для авиации такой показатель считается нормальным, говорит эксперт. Так что новые займы не станут существенным обременением для «Аэрофлота».