Бизнес
Бесплатный
Петр Третьяков

Порты Петербурга и Ленобласти будут расти

Порты в Финском заливе будут расти. К 2025 г. общая мощность контейнерных терминалов может увеличиться более чем втрое. Потенциальная пропускная способность портов существенно выше потребностей экономики, предупреждают эксперты
Оборот контейнерных грузов растет быстрее всего
Е. Кузьмина / Ведомости
Контейнерная гонка

Первый контейнерный терминал (ПКТ, входит в НКК) в 2012 г. перевалил 1,1 млн TEU, за первые пять месяцев этого года – 444 363 TEU. Грузооборот Усть-лужского контейнерного терминала за пять месяцев составил 14 008 TEU. По итогам этого года компания прогнозирует объем перевалки в ПКТ – 1,1 млн TEU, в УЛКТ – около 60 000 TEU, сообщил представитель НКК Александр Воронков. «Петролеспорт», входящий в группу Global Ports, в 2012 г. обработал 827 000 TEU, а также 105 000 единиц ро-ро и 24 000 паромных грузов, сообщили в компании. Мощность терминала составляет 1 млн TEU и 190 000 автомобилей.

К 2025 г. группа UCL Port, входящая в UCL Holding Владимира Лисина, планирует завершить строительство второй очереди Контейнерного терминала Санкт-Петербург (КТСП) в Большом порту Петербурга и увеличить его мощность в 3,6 раза до 1,44 млн TEU, сообщала компания в начале июня. Инвестиции в развитие составят 8 млрд руб.

Планы по увеличению грузооборота есть и у Национальной контейнерной компании (НКК) Виталия Южилина и Андрея Кобзаря, а также у Global Ports, владеющей терминалом «Петролеспорт» в Большом порту и логистическим терминалом «Моби Дик» в Кронштадте.

НКК – вторая после Global Ports компания по контейнерному грузообороту в России и первая на Северо-Западе. Мощность Первого контейнерного терминала в Петербурге составляет 1,35 млн TEU, компания планирует увеличить ее на 20%, построив дополнительный причал. После 2025 г. планируется выход на полную мощность (2,85 млн TEU) Усть-лужского контейнерного терминала (УЛКТ), также принадлежащего НКК.

Global Ports в этом году планирует ввести новые мощности «Петролеспорта» и увеличить его пропускную способность с нынешних 1 млн TEU до 1,4 млн TEU, сообщила пресс-служба компании. Стратегия развития направлена на поэтапное увеличение мощности «Петролеспорта» до 2,3 TEU в соответствии с ростом спроса на перевалку контейнеров в регионе, а также значительное увеличение возможностей порта по переработке грузов ро-ро, добавил представитель Global Ports.

На южном берегу Финского залива «дочка» холдинговой компании «Форум» Дмитрия Михальченко – ООО «Феникс» строит многофункциональный морской перегрузочный комплекс Бронка. Стоимость проекта – 58,2 млрд руб., из которых 15,7 млрд руб. – инвестиции федерального бюджета в акваторию, подходной канал и навигационное оборудование. Запуск проекта запланирован на осень 2015 г., в течение пяти лет компания планирует достичь грузооборота в 1 млн TEU. Общая мощность терминалов составит 1,9 млн TEU, сообщил исполнительный директор ООО «Феникс» Алексей Шуклецов. В проекте готов участвовать немецкий контейнерный оператор Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA), утверждает он. Представитель HHLA отказался комментировать эту информацию. По словам Шуклецова, привлечение иностранного оператора гарантирует обеспечение необходимого грузопотока.

Если все планы будут реализованы, суммарная мощность контейнерных терминалов региона составит к 2025 г. от 8,3 млн до 10 млн TEU. В 2012 г. все контейнерные терминалы Петербурга и Ленинградской области перевалили 2,6 млн TEU.

Куда течет нефть

В прошлом году грузооборот портов Петербурга и Ленобласти увеличился на 13%, в 2011 г. – на 5%. С января по май 2013 г. грузооборот вырос на 7% до 81,7 млн т по сравнению с тем же периодом прошлого года. Рост перевалки по России за этот период составил 5%. Больше половины грузов, обработанных в двух регионах, – это нефть и нефтепродукты. Принадлежащий Gunvor Геннадия Тимченко «Роснефтебункер» в Усть-Луге увеличил перевалку нефти в 3,4 раза до 9,5 млн т. При этом терминал группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) в Приморске продолжает терять объем перевалки нефти: по сравнению с прошлым годом она снизилась на 5 млн до 25,1 млн т. Падение удалось немного скомпенсировать ростом перевалки нефтепродуктов – с 2,3 млн до 3,5 млн т, но грузооборот порта все равно снизился на 12%. Терять объем продолжает и эстонский терминал VEOS, входящий в группу Global Ports. VEOS заранее начал работу по привлечению новых клиентов и новых грузопотоков, а также расширил спектр предлагаемых услуг, сообщили в пресс-службе Global Ports, это позволило частично компенсировать перераспределение. Компания планирует и в дальнейшем увеличивать качество сервиса и перечень услуг для привлечения новых клиентов. Получить комментарии НМТП не удалось. Перераспределение нефтяных грузопотоков в Балтийском регионе в пользу Усть-Луги будет продолжаться и дальше, говорится в февральском аналитическом отчете Citibank.

Грузооборот петербургских терминалов UCL Port за пять месяцев 2013 г. вырос на 1% до 6,1 млн т. Рост во многом обусловлен показателем Контейнерного терминала, который увеличил перевалку на 56,2% до 1,5 млн т. На 4,6% до 1,3 млн т вырос грузооборот усть-лужского Универсального перегрузочного комплекса (УПК). А Морской порт Санкт-Петербург снизил перевалку на 13,2% до 3,3 млн т.

Усть-Луга уже заняла свое место по углю и вынужденно – по нефти, говорит гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. Основной объем нефти порт забрал у Приморска, Новороссийска и Петербургского нефтяного терминала, отмечает он. В 2012 г. при выручке в $247,6 млн доналоговая прибыль Усть-лужского терминала достигла $129,3 млн, или 52,2%, в то время как у трейдингового сегмента Gunvor этот показатель лишь 0,2%, следует из отчетности, опубликованной в рамках меморандума для инвесторов перед размещением еврооблигаций в мае.

Перспективы по грузам в Усть-Луге, кроме угля и нефти, пока не ясны, говорит Безбородов. «УПК просто получил часть объемов Морского порта Санкт-Петербург, это, возможно, эффективно для UCL Holding, но вряд ли эффективно для экономики в целом», – добавляет он. Объем перевалки в УЛКТ пока слишком мал. При полном развитии пропускная способность терминала достигнет 2,85 млн TEU, отметил Воронков из НКК. Значительную долю грузов планируется доставлять на терминал и вывозить из него по железной дороге, добавил он.

Ищут инвесторов

В мае прошлого года 20% КТСП приобрел голландский оператор Terminal Investment Limited (TIL) – партнер второго по величине в мире перевозчика контейнеров Mediterranean Shipping Company. Тогда источник, близкий к одной из сторон сделки, не исключал возможности увеличения пакета TIL в петербургском терминале.

UCL Port холдинг продолжает рассматривать варианты привлечения инвестиций в компанию, говорит представитель компании Леонид Авер. Один из основных вариантов – поиск стратегического инвестора, в том числе среди крупных международных компаний с активами в стивидорном бизнесе, которые стали проявлять интерес не только к контейнерным, но и к балкерным терминалам, говорит Авер. Однако сейчас никаких предметных переговоров с конкретными инвесторами не ведется, добавляет он.

В конце мая стало известно о планах Южилина и Кобзаря продать НКК, которая владеет пятью контейнерными терминалами, в том числе тремя – в Петербурге и Ленобласти.

Наиболее вероятным покупателем НКК собеседники «Ведомостей» называют Global Ports. В НКК сделку не прокомментировали. Global Ports намерена реализовывать стратегию роста как за счет внутренних ресурсов, так и за счет приобретения качественных активов, сообщили в пресс-службе группы. Компания регулярно оценивает все возникающие в отрасли возможности, включая и потенциальное приобретение НКК. Эта покупка сделает Global Ports крупнейшим контейнерным стивидором на Северо-Западе, его доля составит 85% от всего контейнерооборота, подсчитал аналитик банка «Уралсиб» Денис Ворчик.

Порты станут хабами

Суммарная пропускная способность перспективных проектов существенно превосходит потребности экономики и возможности бюджета, говорил в апреле на IV Евразийском транспортно-логистическом форуме «Ведомостей» советник гендиректора по стивидорной деятельности входящего в UCL Holding «Управления транспортными активами» Валентин Варваренко. Он предлагал исключить из транспортной стратегии такие проекты и в каждом из трех основных бассейнов сделать акцент на создание портов-хабов. «На Балтике это Усть-Луга», – считает он. По словам Варваренко, глубина причалов УЛКТ сейчас 13,5 м, в то время как в Санкт-Петербурге – только 11 м, у причалов второй очереди УЛКТ запланирована глубина 16 м, таким образом, и вместимость принимаемых судов, и пропускная способность будут больше, чем у петербургских терминалов.

Отсутствие четкой стратегии, основанной на прогнозах по грузообороту, не позволяет государству эффективно инвестировать в развитие портов, полагает директор по логистике и аналитике компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин. Инвестиции в Усть-Лугу еще не окупили себя, при этом государство начинает инвестировать в строительство порта в Бронке, добавляет эксперт. По оценке Варваренко, значительно более 50% расходов на создание новых или расширение существующих портов несет государство.

UCL Port и НКК не планируют развивать портовые мощности в Бронке, сообщили представители компаний. В Global Ports отказались от комментариев относительно планов в Бронке. Эффективность этого проекта до сих пор не ясна, заключает Безбородов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать