В России опровергают информацию о затягивании сроков в работе над истребителем ПАК ФА


Подписание окончательной договоренности по дизайну и научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) затягивается. Источники газеты Times of India в Минобороны Индии опасаются, что окончательный контракт не удастся подписать до конца 2013-2014 налогового года, хотя первоначально предполагалось подписать его еще в 2012 г. Над созданием ПАК ФА Объединенная авиастроительная корпорация работает вместе с индийскими партнерами. Собеседники газеты также утверждают, что расходы на самолет растут и могут для индийской стороны приблизиться к $35 млрд - в такую сумму оцениваются 20-летние расходы на создание двух сотен таких истребителей. Точную сумму расходов подсчитает специальная комиссия индийского военного ведомства.

Изначально предполагалось, что истребитель будет взят на вооружение ВВС Индии в 2022 г., а прототипические модели пройдут испытания в 2014, 2017 и 2019 гг. Несмотря на перенос сроков, Индия не будет отказываться от совместного с Россией проекта, поскольку в него уже вложено много денег, добавил источник газеты. Поэтому Дели отвергает предложение США присоединиться к программам по истребителям - Joint Strike Fighter (JSF) или проекту F-35 Lightning-II. Позволить себе два истребителя Индия не может ни с точки зрения финансов, ни с точки зрения логистики, добавил он.

Никаких отклонений от графика в переговорах по соглашениям по ПАК ФА нет, заявил "РИА Новости" источник, близкий к переговорному процессу. Он напомнил, что стороны вкладываются в проект по схеме 50 на 50, проект выгоден обеим странам, и заявил, что никакого увеличения цены или замедления темпов переговоров нет. Публикацию в индийской газете он объяснил политическими соображениями.

В июне 2013 г. президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян сказал "Ведомостям", что на летных образцах и летающих лабораториях проведено уже более 500 испытательных полетов по программе ПАК ФА. Для этой программы создана уникальная стендовая база, которая позволяет моделировать на земле большинство летных ситуаций и таким образом значительно сократить циклы и стоимость испытаний в воздухе. В ходе испытаний, по его словам, уже были подтверждены летные и аэродинамические характеристики самолета. Задачей ближайшего времени он назвал начало стыковки комплексов бортового оборудования с авиационными средствами поражения. В 2013 г. должен завершиться этап предварительных испытаний, и самолет будет передан на госиспытания, первый этап которых завершится в 2015 г., заявил Погосян. "Совместно с индийскими коллегами мы завершаем разработку эскизного проекта самолета в соответствии с предъявляемыми индийской стороной техническими требованиями. Полностью разработан облик самолета. Согласованы объем и разделение работ сторон на этапе опытно-конструкторских работ (ОКР). Следующий этап – подписание контракта ОКР", - заявил президент ОАК.

ПАК ФА пока единственный боевой самолет, полностью разработанный российским, а не советским авиапромом. Для нужд ВВС Индии исходная модель будет модифицирована. Контракт на его разработку был подписан в декабре 2012 г. в ходе визита в Индию тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Источник "Ведомостей", близкий к руководству «Рособоронэкспорта», говорил, что стоимость контракта составляет около $300 млн. Times of India пишет о $295 млн. Контракт предусматривал финансирование индийской стороной на эту сумму разработки «Сухим» эскизно-технического проекта двухместной версии самолета Т-50 (ПАК ФА) — российского истребителя пятого поколения, первый прототип которого полетел в январе этого года. В ходе проектирования планируется учесть требования индийской стороны и производить его с использованием индийских достижений в сфере информационных технологий, а также постепенно передавать индийским партнерам опыт конструирования современных боевых самолетов. Проектирование серийного варианта потребует отдельного контракта.