Магистраль Москва - Казань станет высокоскоростной

Ранее Путин предложил сделать ее просто скоростной и рассмотреть возможность ее продления до Красноярска
AP/ РИА Новости

Железнодорожная магистраль Москва - Казань все-таки будет высокоскоростной, заявил министр транспорта Максим Соколов журналистам по итогам совещания у президента. "Большинство участников согласились, что затраты на строительство скоростной и высокоскоростной (железнодорожной магистрали) примерно одинаковы", - сказал Соколов, отметив, что в этой связи принято решение, что это будет "высокоскоростное железнодорожное сообщение" (цитата по "Прайму").

Чуть ранее президент Владимир Путин предложил рассмотреть возможность не делать железнодорожную магистраль Москва - Казань высокоскоростной. "Надо подумать, насколько это реализуемо (проект высокоскоростного движения), насколько экономически целесообразно, может быть, просто ограничиться скоростной", - сказал президент на совещании по вопросу реализации этого проекта (цитата по "РИА Новости").

Он также предложил предусмотреть в проекте железнодорожной магистрали Москва - Казань возможность ее продления до Красноярска. Как заявил Путин на совещании, также надо избежать ситуации со спешной скупкой и спекулятивной продажей земель при реализации данного проекта. "Очень хотелось, чтобы без жульничества обошлось, чтобы никто сейчас лихорадочно не стал скупать землю, а потом продавать ее государству втридорога. За этим прошу наладить самый внимательный контроль с первых шагов реализации проекта", - цитирует его "Прайм".

В июне президент пообещал выделить на строительство трассы средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Стоимость строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань оценивается в 928 млрд руб. Из ФНБ, по подсчетам РЖД, должно быть выделено 176 млрд руб. Из бюджета - 371 млрд руб. на этапе строительства и 179 млрд руб. на этапе эксплуатации. При этом размер средств ФНБ может быть увеличен, если будет принято решение о налоговых льготах для проектной компании. Размер государственного гранта, наоборот, сокращен.

На совещании Путин потребовал в самые короткие сроки определиться со схемой финансирования проекта строительства трассы. "Хотел бы понять, на каких условиях и на какой период необходимо финансирование, что планируется сделать для привлечения частных инвестиций, как будет обеспечена возвратность вложенных средств, срок этой возвратности, потребуется ли предоставление дополнительной господдержки и в каком объеме", - сказал Путин (здесь и далее цитаты по "Интерфаксу"). Что касается сроков, то Путин предложил посмотреть на опыт зарубежных стран, напомнив, что предстоящее строительство - это проект длительного цикла.

Он напомнил, что на создание магистрали Москва - Казань будут направлены средства Фонда национального благосостояния. Он отметил, что только при наличии внятных перспектив окупаемости и доходности проекта интерес к нему проявят инвесторы. "Не затягивая, нужно определиться и с оператором проекта: знаю, что РЖД предлагает сформировать на базе ОАО "Скоростные магистрали" совместное предприятие с участием государства и частных инвесторов, которое выступит заказчиком проектирования и строительства инфраструктуры магистрали, - сегодня обсудим и такую возможность", - сказал Путин.

Он также предложил рассмотреть возможность сделать регионы участниками проекта. "Предлагаю подумать над тем, чтобы сделать регионы участниками проекта, это позволит лучше сбалансировать проект, повысить ответственность регионов за результаты работы, - приводит его слова "РИА Новости". - Конечно, рассчитываю, что руководители субъектов Федерации заинтересованы и деятельно подойдут к решению вопросов, связанных с реализацией проекта".

Минтранс, в свою очередь, предлагает ряд налоговых льгот для проекта ВСМ Москва - Казань, в том числе обнуление ставки НДС на пассажирские перевозки. В ходе совещания по строительству этой трассы министр транспорта Максим Соколов предложил "освободить от налога на прибыль бюджетные субсидии, связанные с развитием ВСМ, установить ставку НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров". Также Минтранс предложил освободить проект от налога на имущество, сообщает "Прайм". "Предварительно из 649 млрд рублей господдержки на период строительства Минфин подтвердил 231 млрд руб.: 150 млрд - это средства ФНБ, 81 млрд - бюджетные гранты", - сказал Соколов на совещании по проекту ВСМ Москва - Казань.

Дефицит средств на финансирование проекта оценивается в 279 млрд руб., еще 71 млрд руб. будет необходим до 2024 г. "Источники финансирования капитальных затрат в размере 279-280 млрд руб. пока не определены", - заявил Соколов.

ВСМ Москва - Казань стоимостью 928 млрд руб. - один из трех первых проектов, которые будут реализовываться на средства "Фонда национального благосостояния". Протяженность первого участка магистрали (Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань) составит 803 км, время в пути между промежуточными станциями - 3-3,5 часа. ВСМ станет частью глобального проекта ВСМ-2 - высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой, Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью и Екатеринбургом. Планируемая протяженность пути - 1595 км, время следования - до 8 часов. ВСМ может быть построена уже к 2018 г.