США и Канада готовятся к масштабному экспорту СПГ в Азию

Мировые энергетические компании могут вложить в проекты по поставке сланцевого газа из Северной Америки до $0,5 трлн
STEPHEN MORTON/ Bloomberg

Энергетические гиганты готовы вложить огромные средства в строительство инфраструктуры для экспорта запасов сланцевого газа из Северной Америки; сейчас они рассматривают и предлагают проекты общей стоимостью около $500 млрд. Западная Канада и американские штаты, расположенные на берегу Мексиканского залива, конкурируют между собой за то, кому достанется большая часть этих вложений.

Новые технологии сделали возможной добычу ранее недоступных запасов сланцевого газа на территории США и Канады. Цены на природный газ в Северной Америке упали, принося выгоду промышленным и индивидуальным потребителям, а энергетические компании теперь ищут способы доставить излишки дешевого североамериканского газа в Азию, где спрос и цена на него очень высоки. Производители разделились на два больших лагеря: первые делают ставку на Канаду с ее близостью к Азии и лояльным к инвесторам правительством. Вторые надеются, что преимущества развитой инфраструктуры в США перевесят политическую неопределенность, связанную с нежеланием Вашингтона разрешать экспорт больших количеств дешевого топлива.

Битва за Азию

По оценкам аналитическо-консалтинговой фирмы Eurasia Group, в переоборудование для экспорта существующих в США импортных СПГ-терминалов энергетические компании со временем могут вложить $50 млрд, тогда как их строительство с нуля в Канаде обойдется дополнительно в $60 млрд.

Эти инвестиции повлияют на формирование цен на газ на мировом рынке в ближайшие десятилетия. Сейчас в Северной Америке газ стоит около $4 за 1 млн британских тепловых единиц (BTU), а в Азии - $16 за 1 млн BTU. Импортный СПГ всегда будет дороже, чем газ, добываемый на территории страны, за счет расходов на сжижение, транспортировку и последующий перевод его снова в газообразное состояние; тем не менее его экспорт в Азию из Северной Америки будет способствовать сокращению ценового разрыва и снижению расходов азиатских потребителей.

В первую очередь экономические выгоды получат сами территории-экспортеры. По оценкам правительства канадской провинции Британская Колумбия, сооружение одного СПГ-терминала обойдется в $20 млрд и создаст 200-300 постоянных рабочих мест и еще 3500 - на этапе строительства. «Мы можем стать вторым по размерам в мире экспортером СПГ», - говорит премьер-министр Британской Колумбии Кристи Кларк, рассчитывая, что будущие налоговые поступления принесут в местный фонд благосостояния около $100 млрд. «Когда мы реализуем наш потенциал в сфере экспорта СПГ, на экономику Канады это окажет такой же эффект, как нефтеносные пески в провинции Альберта», - добавляет Кларк.

Сторонники экспорта СПГ из США считают по-другому. «Реальность такова, что издержки на строительство трубопровода и оборудования для сжижения газа в такой отдаленной и пустынной местности окажутся столь высоки, что сведут на нет все преимущества», - говорит Майкл Смит, гендиректор техасской Freeport LNG Development.

Мартин Хьюстон, директор по производству британской BG Group, признает эту проблему, но считает, что близость к Азии дает Канаде дополнительное преимущество. Груз из Западной Канады идет морем до Восточной Азии от восьми до 10 дней - в два с лишним раза быстрее, чем с американского побережья Мексиканского залива. Впрочем, BG рассматривает проекты и в США, и в Канаде.

Еще в 2007 г. страны Северной Америки готовились к дефициту природного газа и активно строили импортные СПГ-терминалы. Благодаря сланцевой революции все они теперь постепенно переоборудуются для экспорта. Стоимость переоборудования одного терминала составляет примерно $10 млрд.

Смит из Freeport признает, что основным вызовом для проектов на территории США является неопределенность в отношении того, одобрит ли Вашингтон экспортные заявки, а возможности привлечь инвесторов во многом определяются местом проекта в очереди на рассмотрение.

До сих пор правительство США одобрило всего два проекта по экспорту СПГ, один из них - терминал компании Cheniere Energy Partners в Луизиане, второй - терминал Freeport в Техасе. В Вашингтоне идут жаркие дебаты по вопросу о том, стоит ли разрешать остальные проекты. Ряд промышленных компаний выступают против экспорта, утверждая, что в первую очередь дешевые энергоносители должны получать американские компании и потребители.

В Канаде такие споры не ведутся. Правительство страны одобрило три заявки на экспорт СПГ, включая проекты Chevron и Royal Dutch Shell. Рассмотрения ждут еще четыре заявки, поданные этим летом, среди них крупномасштабный проект ExxonMobil и проекты строительства терминалов BG Group и малайзийской госкомпании Petronas.

Прежде чем вкладывать деньги в дорогостоящее строительство терминалов в Канаде, компании стремятся заключить долгосрочные контракты на поставку газа и ищут покупателей или бизнес-партнеров в Азии. Последние, в свою очередь, стремятся гарантировать себе поставку газа по минимальной возможной цене, прежде чем брать на себя обязательства. Впрочем, мало кто сомневается, что покупатели на канадский газ в Азии найдутся. Многие азиатские компании уже купили доли в СПГ-проектах на территории Канады.

Ренессанс в глубинке

Пока проекты в обеих странах соревнуются за привлечение инвесторов, население маленьких городков на севере тихоокеанского побережья Канады, где раньше никогда не было СПГ-терминалов, уже ждет начала эпохи расцвета. Чтобы эти надежды сбылись, инвесторам придется финансировать строительство причалов для танкеров, заводов по сжижению газа и трубопроводов, соединяющих их с месторождениями сланцевого газа в глубине континента.

Население городка Порт-Эдуарда в Британской Колумбии сейчас составляет всего 544 человека. После закрытия консервных заводов и целлюлозно-бумажных фабрик несколько десятков лет назад город пришел в упадок, но сейчас у него есть шансы на возрождение: глубоководный порт здесь может принимать большие танкеры, транспортирующие СПГ. Petronas заявила о готовности вложить $20 млрд в строительство СПГ-терминала, трубопровода и другой инфраструктуры в Порт-Эдуарде и уже заплатила больше $5 млрд за канадскую добывающую компанию Progress Energy, газ с принадлежавших ей месторождений будет экспортироваться через новый терминал.

Интерес к проектам неподалеку демонстрировала китайская госкомпания Cnooc, в прошлом году потратившая $15,1 млрд на покупку канадской Nexen. «На нашем побережье как будто началась золотая лихорадка, каждый месяц мы получаем новые заявки», - говорит Джек Муссалем, мэр соседнего с Порт-Эдуардом города Принс-Руперта.

К переменам готовится и город Китимат, примерно в 200 км к юго-востоку от Принс-Руперта. Заброшенные промышленные зоны и частные земли здесь уже выкуплены Chevron, Shell и более мелкими компаниями под строительство СПГ-терминалов. «За последние несколько лет у нас побывали представители, наверное, всех крупнейших мировых энергетических компаний», - говорит чиновник муниципалитета Роуз Клюкас, отвечающая за экономическое развитие города. В декабре здесь открылась первая кофейня Tim Hortons, к концу года появится гостиница. После того как в 2010 г. компания West Fraser Timber закрыла свой целлюлозно-бумажный завод в Китимате, жители «боялись, что их жилье обесценилось за одну ночь», говорит Клюкас. Теперь цены на недвижимость в городе вновь выросли, а продажи жилья в прошлом году удвоились, говорят местные агенты по недвижимости.

Все эти проекты стали возможны благодаря запасам сланцевого газа на месторождениях Западно-Канадского осадочного бассейна, которые оцениваются почти в 1300 трлн куб. футов (36,81 трлн куб. м), что при текущем уровне добычи обеспечит ее более чем на 100 лет.

Но доставить этот газ в Азию будет непросто. На площадке совместного проекта Chevron и канадской Apache в Китимате бульдозеры месят грязь, но официальная дата начала строительства еще даже не установлена. Рабочие укрепляют почву на месте строительства завода по сжижению газа, строительство трубопровода также пока не начато. «Все проекты сталкиваются с трудностями. Но мы не знаем ничего такого, что нельзя было бы преодолеть с помощью инженерной мысли и правильного планирования», - говорит Джо Джеаджеа, курирующий в Chevron направление глобального маркетинга природного газа.

Petronas в Порт-Эдуарде заключила предварительные контракты на строительство трубопроводов и другие инженерные работы. Окончательное инвестиционное решение будет принято в следующем году. Осведомленные источники говорят, что Petronas и BG также обсуждают возможности совместной реализации проектов в Канаде.

Перевела Надежда Дмитриенко