Таможня передумала отказываться от книжек TIR

Дополнительное обеспечение транзита с 14 сентября потребуется лишь в Сибири и на Дальнем Востоке, где книжки и так не использовались
М.Стулов / Ведомости

Федеральная таможенная служба (ФТС) сообщила, что новые правила применения книжек международных дорожных перевозок (TIR) с 14 сентября должны применяться только на таможенных управлениях Сибири и Дальнего Востока.

Основной поток дорожных перевозок идет в европейской части России, замечает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов. А в Сибири и на Дальнем Востоке книжки TIR практически не применяются, говорит советник DLA Piper Марина Лякишева: Китай даже не является членом конвенции. Вероятно, таможня таким образом попыталась выйти из сложной ситуации, не потеряв лицо, рассуждает сотрудник одной из компаний-импортеров; но никаких гарантий, что правила не решат поменять вновь, все равно нет.

Ранее ФТС письмом уведомила бизнес, что с 14 августа перестанет принимать книжки TIR для обеспечения транзита грузов - потребуется гарантия (например, банковская или поручительство). Процедура TIR регулируется таможенной конвенцией 1975 г., которую подписали 68 стран, в том числе и Россия. Отказавшись принимать книжки TIR, ФТС нарушила бы сразу пять статей конвенции, указывал Исполнительный комитет таможенной конвенции ООН.

Исполнительный комитет не исключил, что страны - члены конвенции могут предъявить иски к России из-за неправомерного решения ФТС или ввести ответные меры против российских поставщиков. Еврокомиссар по налогообложению и таможне Альгирдас Шемета также предупреждал руководителя ФТС Андрея Бельянинова (копия его письма есть у «Ведомостей»), что таможня нарушает конвенцию и ее действия нанесут серьезный урон торговле ЕС с Россией.

После переговоров с бизнесом ФТС согласилась перенести введение новых правил на месяц - с 14 августа на 14 сентября. Правда, импортеры признавались, что отсрочка нужна как минимум до конца года - тогда и сама ФТС успела бы подготовиться к работе по новым правилам.

Причина отказа от книжек TIR - долг Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая не выполняет обязательства по гарантированию платежей, настаивает служба. По данным ФТС, долг АСМАП перед таможней, накопившийся с 1996 г., составляет 20,8 млрд руб. (8,9 млрд из них - основной долг, остальное - пени).

Ни АСМАП, ни Международный союз автотранспорта проблем с долгом не видят: за последние три года таможня выставила АСМАП 105 требований об уплате таможенной задолженности на 92,3 млн руб., 87 требований оплачено, 10 суды признали необоснованными, 8 (на 11,5 млн руб.) находятся на рассмотрении, срок их оплаты не истек.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать