«Роснефть» предлагает поделить рынок бункеровки на троих


Развитие рынка бункеровки (заправки судов) президент «Роснефти» Игорь Сечин предлагает доверить исключительно крупным производителям топлива. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо Сечина премьеру Дмитрию Медведеву от 23 сентября. Глава правительства поручил руководителям Минтранса и ФТС Максиму Соколову и Андрею Бельянинову «подготовить предложения по развитию портовой инфраструктуры и рынка бункеровки».

Российский рынок судового топлива Сечин оценивает в 8-9 млн т в год, из которых около 70% поставляют вертикально-интегрированные нефтекомпании. В числе крупных игроков Сечин упоминает дочернюю компанию «Роснефти» «РН-бункер», «Лукойл-бункер» и «Газпромнефть марин бункер». Президент «Роснефти» указывает, что они «нацелены на дальнейшее увеличение объемов продаж, улучшение качества обслуживания и повышение привлекательности российских портов».

«Пул независимых игроков» Сечин обвиняет в закупке топлива «сомнительного качества» у небольших заводов, «так называемых самоваров», и последующей его реализации «по демпинговым ценам с использованием серых схем и офшоров». В результате государство недополучает налоги, но «у фискальных органов нет возможности» контролировать реализацию топлива. Решение проблемы Сечин видит в создании приоритетов для производителей с долгосрочными контрактами.

В 2012 г. доля «Роснефти» на рынке выросла на 12% до 2,8 млн т и составила 23%. При этом были заключены долгосрочные контракты с крупными иностранными судовладельцами. В "Лукойле" поддерживают предложение о предоставлении приоритета обладателям долгосрочных контрактов. В «Газпром нефти» от комментариев отказались.

На российском рынке бункеровки работает более 30 компаний, большинство из которых объединены в СРО «Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков». К числу крупных игроков также относится «Транснефть-сервис». На северо-западе один из основных бункеровщиков - Балтийская топливная компания, в южных и дальневосточных портах - «Трансбункер».

В СРО с аргументами Сечина не согласны. По данным председателя совета ассоциации Владимира Сергеева, для выпуска бункерного топлива приобретается не более 2% топлива с мини-НПЗ - из-за нестабильного качества продукции. Остальное независимые бункеровщики приобретают по прямым договорам у крупных производителей либо на бирже. По словам Сергеева, СРО регулярно проводит проверки соблюдения стандартов и правил. «Мы категорически не согласны с утверждением, что бункерное сообщество разделяется на добросовестных представителей ВИНКов и недобросовестных независимых бункеровщиков», - подчеркивает он.

Источники в нефтяной отрасли связывают планы «Роснефти» по переделу рынка бункеровки с тем, что госкомпания производит большое количество мазута, так как «технологический уровень ее НПЗ не очень высок», и заинтересована продавать в России часть объемов, не направляемых на экспорт. Собеседники в стивидорных компаниях опасаются, что на фоне регулирования рынка «крупные нефтекомпании фактически монополизируют его».