Тимченко: «У меня нет никакой изжоги по отношению к госкомпаниям»


"Новатэк" не ведет переговоров о прямой продаже своей доли CNPC, заявил совладелец компании Геннадий Тимченко в интервью «Коммерсанту». На покупку свободной доли (9,9%) в проекте «Ямал-СПГ» претендуют несколько компаний из Индии, Японии, Кореи и Китая. При этом сам "Новатэк" готов серьезно рассматривать инвестиции в регазификационные терминалы Китая, куда мог бы приходить российский СПГ. «Это гораздо более рентабельно, чем просто продавать газ на границе. Так мы сможем дойти и до оптовых поставок на внутреннем рынке Китая», - сказал он.

В случае же с компанией «Северэнергия», владеющей газовыми активами в Ямало-Ненецком АО (общие доказанные запасы Самбургского месторождения - 7,3 млрд барр. н. э.), Тимченко недостаточно и контрольного пакета. В конце сентября «Роснефть» сообщила о договоренности с Enel о приобретении 40% долей в компании Arctic Russia B. V. (СП итальянской Eni и Enel в долях 60 на 40%), которые обеспечивают косвенное владение 19,6% долей в «Северэнергии», за $1,8 млрд. Всего на Arctic Russia B. V. Приходится 49% «Северэнерги», 51% принадлежит СП "Новатэкa" и «Газпром нефти». По словам Тимченко, в начале переговоров Enel, вложившая в проект около $500 млн, предлагала "Новатэку" свою долю за $5 млрд. В результате переговоров цена была снижена до $1,8 млрд. «У нас уже было ощущение, что мы где-то рядом и почти договорились... И вдруг появляется «Роснефть» и объявляет о сделке...» - рассказывает Тимченко.

Тимченко опроверг наличие у него интереса к покупке пакета акций «Уралкалия»: «У меня и в мыслях не было его покупать! И так слишком много направлений, а в сутках только 24 часа».

Участвовать в приватизации российских госкомпаний совладелец "Новатэка" не собирается, учитывая спорность процессов начала 90-х. «Мне бы не хотелось, чтобы моя репутация пострадала, я считаю, что репутация для бизнесмена - самое главное», - пояснил он. При этом он не считает государственную форму собственности неэффективной: «У меня нет никакой изжоги по отношению к госкомпаниям... Все зависит от менеджмента и ни от чего другого».

Личные отношения в бизнесе для Тимченко гораздо важнее формы собственности и распределения акционерного капитала. Отвечая на вопрос о том, почему он довольствуется ролью миноритария во многих бизнесах, Тимченко пояснил, что для него очень много значит доверие к партнеру: «Когда вы выстраиваете бизнес с партнером, то, прежде чем вступить с ним в деловые отношения, вы сначала с ним просто знакомитесь. Если понимаете, что этот человек по химическому составу вам подходит, то вы начинаете делать бизнес». Поэтому контроль в бизнесе не является для него принципиальным: «Если ты доверяешь партнеру, используешь определенные механизмы контроля через менеджмент, то ты в курсе всех процессов».

Увеличивать свою долю в банке «Россия», где Тимченко принадлежит 8%, он намерен лишь в случае допэмиссии: если такое решение будет принято, «наверняка буду в ней участвовать».

При этом он надеется наладить конструктивный диалог с новым партнером: «Даже если у «Роснефти» появится 19%, то что это ей даст?.. Вы приходите работать с нами, значит, мы уже должны понимать, как будем работать. Договориться на берегу, что называется». Дополнительный аргумент в переговорах "Новатэку" мог бы дать выкуп доли Eni. Тимченко не исключил возможности этой сделки: «На одном из мероприятий так удачно получилось, что я сидел рядом с президентом Eni Паоло Скарони, мы с ним поднимали этот вопрос. Мне кажется, Eni, которая заинтересована в нефтяных активах, была бы не против выйти из газового проекта».

Касаясь планов «Стройтрансгаза», Тимченко заявил, что сейчас контролируемая им компания рассматривает проект строительства короткой железной дороги в Китай из Тувы, где сосредоточены большие запасы угля, через Монголию. «В целом РЖД должна этим заниматься, а мы могли бы стать подрядчиком по некоторым видам работ», - уточнил он.