«Натуральных» продуктов становится меньше

Все больше производителей продуктов питания и напитков убирают слово «натуральный» со своих упаковок: его слишком легко оспорить
Д.Гришкин/ Ведомости

Объем продаж «натуральных» продуктов составил более $40 млрд на американском розничном рынке за последние 12 месяцев. По данным Nielsen, они уступили место лишь обезжиренному питанию. Прошлогоднее исследование Mintel демонстрирует, что 51% американцев стремится покупать продукты со словом «натуральный» на этикетке. К сожалению, никто не может точно сказать, что такое «натуральный» продукт. Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA) дает лишь самое общее определение. Согласно ему в такие продукты «не должно входить никаких неестественных или синтетических ингредиентов».

Зато исков против вводящей в заблуждение рекламы «натуральных» продуктов становится все больше. Как минимум 100 дел было заведено в последние два года против Unilever, Kellogg, Beam и т. д. На урегулирование некоторых из этих исков ушли миллионы долларов. «Число исков будет продолжать расти до тех пор, пока компании не перестанут обманывать людей», - заявляет Стивен Гарднер, руководитель юридического отдела центра «Наука в общественных интересах».

Нечеткость юридического определения стала проблемой для PepsiCo, которая очень старалась сделать свою продукцию более полезной для здоровья и использовала термин «натуральный», чтобы сообщить об этих изменениях потребителю.

В частности, бренд Frito-Lay изменил состав более 60 продуктов к 2011 г. Было изъято несколько десятков ненатуральных ингредиентов. Более чем 300 «натуральных» компонентов использовались в экспериментах только по улучшению качества картофельных чипсов со вкусом барбекю. Также была запущена крупнейшая рекламная кампания по продвижению обновленной продукции. Однако к 2012 г. против PepsiCo было подано несколько исков, обвиняющих компанию в том, что ее снеки содержат ГМО, красители и другие ненатуральные ингредиенты. «Натуральные» этикетки исчезли с продукции PepsiCo. Иски против компании - остались.

В 2009 г. PepsiCo приобрела Naked Juice - бренд, продукты которого, как она утверждала, создаются из «лучших натуральных фруктов». Естественно, слово «натуральный» присутствовало и на упаковках товаров бренда. Однако после того как компания согласилась заплатить $9 млн за урегулирование иска, оспаривающего «натуральность» продуктов бренда, это слово исчезло с этикеток. Во всяком случае, до тех пор, пока не появится более четкого определения термина со стороны регуляторов, заявляют представители PepsiCo.

Знаменитые крекеры Goldfish компании Campbell Soup уже несколько недель поступают в магазины в «ненатуральном» виде. Против Campbell Soup подано несколько исков в связи с использованием генетически модифицированной сои в ее предположительно «натуральных» крекерах.

Примеру PepsiCo и Campbell Soup последовали пионер «натурального» движения на рынке продуктов питания Barbara's Bakery и производитель мороженого Ben & Jerry's.

По данным Datamonitor, лишь 22,1% продуктов питания и 34% напитков, произведенных в США в первом полугодии 2013 г., сохранили слово «натуральный» на упаковке по сравнению с данными 2009 г. - 30,4% и 45,5% соответственно. Хотя многие американцы все еще предпочитают «натуральные» продукты, только 47% верят в то, что они действительно являются таковыми, согласно Datamonitor.

«Компании готовы убирать слово «натуральный» с упаковки, чтобы застраховаться от потенциальных юридических рисков», - говорит Лори Лескин из Американской ассоциации юристов.

Перевела Наталья Тихонова