Каково это - бежать с факелом в руке

Репортаж участника эстафеты олимпийского огня в Ханты-Мансийске
Константин Бойцов

«Видимо, Никиту Сергеевича так воодушевил процесс, что он в порыве чувств снял шапку. Ему можно. Мы люди попроще, нам лучше бежать по правилам»

А можно мне, как Михалкову, шапку снять, когда буду с огнем бежать? - вопрос с места задает жизнерадостный мужчина по имени Эдуард. На униформе Эдуарда прикреплен порядковый номер 28. Это означает, что передавать олимпийский огонь он будет мне - номеру 29. Его кипучая энергия слегка беспокоит не только меня, но и волонтера-координатора Алексея Чупина: «Видимо, Никиту Сергеевича так воодушевил процесс, что он в порыве чувств снял шапку. Ему можно. Мы люди попроще, нам лучше бежать по правилам», - старается отшутиться он и тревожно поглядывает в зал.

Мы находимся в тренинг-зоне на третьем этаже спортивно-оздоровительного комплекса Югорского государственного университета в Ханты-Мансийске. Сегодня 6 ноября - день, когда в этом городе пройдет эстафета олимпийского огня, стартовавшая месяц назад в Москве. Нас 26 человек, мы станем второй партией бегущих - примерно с 11 до 12 дня. В нашей группе привычный контингент для эстафеты в любом российском городе: знаменитые люди спорта, представители партнеров оргкомитета «Сочи 2014» и просто «заслуженные люди».

Тут стоит сразу прояснить, как в Ханты-Мансийске оказался корреспондент «Пятницы». Для этого не пришлось играть в игру «журналист меняет профессию», становиться цепным псом режима и обещать писать о Сочи только хорошее. Один из партнеров орг­комитета имел квоту для представителей СМИ, «внесших наибольший вклад в популяризацию...» и т.д. Одно из мест было предложено мне. В июле я сдал анкету, в сентябре кандидатура была утверждена, после чего названо время и место. Сомнений - бежать или не бежать - не было (даже зная условие, что каждый самостоятельно организовывает и оплачивает свой проезд до назначенного города). Это все равно что спортсмену отказаться от участия в Олимпиаде.

Первым делом надо было приобрести факел. Впрочем, это необязательно - после забега можно вернуть его организаторам. На деле такой возможностью почти никто не пользуется - свободные экземпляры наперечет везде. Уже в Ханты-Мансийске мне рассказали байку, как один из тех самых «заслуженных людей» попросил оставить за ним два факела. «Лучше давай мы тебе подарим еще одну нефтяную вышку», - ответили ему. Да, надо уточнить цену экземпляра - 13 120 рублей. Лично у меня сомнений не было: покупать - и оставлять в качестве семейной реликвии.

В 9.15 прибываем в пункт сбора факелоносцев. Нас уже ждут. На левую руку надевается бумажный браслетик, после чего тебя отводят к столикам с волонтерами для заполнения бумаг и получения фирменной экипировки эстафеты олимпийского огня от Bosco. Форма, судя по ведомости, где приходится расписываться в получении, стоит около 7 тысяч рублей, но вручается бесплатно. В нее входят куртка с капюшоном, спортивные брюки, шапочка и перчатки с покрытием, затрудняющим скольжение факела в руке.

Перед тем как прикоснуться к высокому, необходимо было решить прозаический вопрос: куда деть личные вещи. При десятиградусном морозе идти в одном термобелье как-то не хотелось. В письме от организаторов сообщалось, что: а) личные вещи лучше с собой не брать, так как ни в пункте сбора, ни в автобусе их сохранность не гарантируется; б) как вариант, их можно оставить родственникам и друзьям; в) однако родственникам и друзьям в пункт сбора идти не рекомендуется. От логического коллапса спас знакомый, имевший бейджик «организатор» и проходивший везде.

- У меня для вас - пять правил обращения с олимпийским факелом. Хотя вы можете и не запоминать - по большому счету наши люди все сделают за вас. Вам надо только выйти на дистанцию, - вновь шутит Алексей Чупин, начиная свою лекцию. Интонациями Алексей напоминает хорошего «продажника» в сетевом маркетинге. Команда волонтеров передвигается по стране уже месяц, за это время можно научиться создавать нужное настроение у аудитории.

Итак, правило первое: держать факел надо за основание - на вытянутой руке, в 40-50 см от головы. Правило второе: не пытаться его разобрать (был у нас уже один пытливый ум, замечает Алексей). Правило третье: не пытаться самостоятельно зажечь погасшее пламя - для этого есть сопровождающие волонтеры с лампадами из Греции (они так и не понадобились - организаторы эстафеты вечером подтвердили, что этот этап стал вторым, где огонь не погас ни разу). Правило четвертое: во время передачи эстафеты от участника к участнику надо подождать 20-30 секунд - пока огонь не разгорится (тут же предупреждение: после того как огонь погас, не брать факел голыми руками, некоторое время он продолжает оставаться горячим). И пятое правило: факел никому не отдавать - даже фотографироваться, не выпуская его из рук.

В 10.45 нас сажают в автобус, и мы медленно движемся по маршруту. Технология отработана: в каждой точке эстафеты автобус останавливается, под крики и хлопки очередной факелоносец уходит с таким видом, будто ему предстоит выход в открытый космос. Зрителей на моем этапе не много, но и не мало - как и обещали власти округа, сгонять в приказном порядке никого не стали. Среди группы поддержки узнаю директора Департамента физкультуры и спорта ХМАО-Югры, олимпийского чемпиона по биатлону Евгения Редькина - ему предстоит зажигать большую чашу с огнем три часа спустя. Бежать предстоит около 200 м. Сначала жалеешь, что так мало, но пробежав с факелом весом 1,8 кг в одной руке две-три минуты (второй рукой стараешься изображать радость и торжество), понимаешь, что в целом достаточно. Особенно это ощущаешь, когда, повинуясь четвертому правилу, с вытянутой вверх рукой ждешь полминуты, чтобы разгорелся факел следующего участника. Автобус забирает через минуту после финиша - как раз чтобы успеть устать от просьб о совместном фото.

Следующие минуты славы олимпийского огня запланированы в Норильске, Мирном и Якутске. Дальше по курсу - Дальний Восток.