Сочи избавят от пробок по рецепту Москвы

Помимо строительства дорог и бессветофорного движения курортному городу предлагают платные парковки и видеофиксацию нарушений
Валерий Шарифулин

Сочинские власти перед Олимпиадой заимствуют опыт столицы в решении транспортных проблем. Масштабное дорожное строительство, инициированное федеральными и региональными властями, не единственная мера, которой городские власти планируют победить пробки. Чтобы жители и гости курорта быстрее добирались на автомобилях из одной точки в другую, в Сочи, как и в Москве, убирают светофоры и закрашивают зебры. Кроме того, сочинских автомобилистов ждут плата за стоянку на улицах города и автомобили, которые будут фиксировать нарушения правил парковки. «Основная задача - разгрузить город», - пояснил на круглом столе в мэрии начальник управления транспорта и связи администрации Сочи Алексей Смаглюк.

Тяжелой дорожной ситуации в Сочи не один год. Загруженность трасс в курортной столице России, по статистике, даже выше, чем в Москве. Сейчас на курорте зарегистрировано 170 000 местных автомобилей и почти столько же в сезон приезжает иногороднего транспорта. Однако по числу автомобилей на душу населения Сочи опережает Москву. По данным ГИБДД за прошлый год, на 1000 москвичей приходилось 360 автомобилей, а на 1000 сочинцев - более 400.

Местные власти связывали большие надежды с дорогой-обходом Курортного проспекта - основной артерии города, затем с новыми развязками. Большинство объектов предстоящих Игр уже сдано в эксплуатацию, среди них достаточно транспортных объектов. Например, уже построены трасса Адлер - Альпика-сервис - уникальная для России совмещенная скоростная железная и автомобильная дорога на Красную Поляну, развязки и сотни километров новых дорог. В январе 2014 г. планируется ввести в эксплуатацию дублер Курортного проспекта.

Улучшить трафик в Сочи планируют и с помощью бессветофорного движения. В тех местах, где есть подземные переходы, уберут зебры и лишние светофоры.

Помимо дорожного строительства и организации движения в городе запустили систему "Тайфун". В течение дня по Сочи, как и по Москве, начали ездить автомобили с видеорегистраторами, которые фиксируют случаи неправильной парковки и отправляют сообщения об этом в центр обработки информации в Краснодар, после чего владельцу автомобиля приходит так называемое "письмо счастья". Помимо этого в городе работают 20 эвакуаторов, штрафные санкции - 3000-9000 руб.

Для борьбы с неправильной парковкой на центральных улицах уже скоро чиновники обещают установить паркоматы. Затем такие паркоматы появятся и в Адлерском районе. Тарифы на прибордюрных парковках будут выше, чем на многоярусной парковке, это должно заставить людей выбирать многоярусную в случае, когда надо на длительный срок поставить машину, надеются в администрации.

Что касается дефицита парковочных мест, то сейчас в городе, по данным администрации, функционирует 21 парковка. В ближайший месяц откроются еще несколько, обещают в мэрии, после чего число парковочных мест в Сочи достигнет 3383. Средняя цена за час - 50-100 руб., за сутки - 400 руб., практически на всех парковках действует система абонементов. Но пока платные парковки не пользуются у сочинцев популярностью: большинство заполнено лишь на 30-40%.

Меры по улучшению транспортной инфраструктуры Сочи грандиозны, а построенные транспортные объекты уникальны: Адлерский аэропорт, трасса Адлер - Альпика-сервис, железнодорожная линия вдоль моря, новый вокзал - всего этого в городе без Олимпиады не построили бы еще долгое время, говорит директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Однако это не разгрузит улицы Сочи, уверен эксперт. Для того чтобы в городе не было пробок, нужно подавлять спрос на автомобильные поездки. Например, в Ницце, таком же курортном городе, вытянутом вдоль моря, на Английской набережной нет пробок, приводит пример Блинкин. Зато есть развитая сеть общественного транспорта, действуют жесточайшие штрафы за нарушения правил парковки, а парковочные места могут позволить себе только состоятельные жители города и богатые туристы. А в Сингапуре искусственно ограничивают число автомобилей на душу населения, поддерживая его на постоянном уровне - 200 машин на 1000 человек. В городе действуют экологические нормы, по которым каждый год списываются старые автомобили, а ваучеры на покупку новой машины разыгрываются на аукционе. "На торгах за ваучер покупатель может заплатить в три раза дороже, чем за сам автомобиль у дилера", - добавляет он.

Владимир Путин, выступая на 119-й сессии МОК в Гватемале, пообещал, что во время Олимпиады пробки не будут тревожить спортсменов и туристов. "Те меры, которые приняты по ограничению движения транспорта в период Олимпиады, разъяснительная работа с владельцами частного автотранспорта дадут соответствующий эффект", - объяснял в начале октября вице-премьер Дмитрий Козак. К началу Игр с улиц городские власти уже обещали убрать около 400 брошенных автомобилей: поиском их владельцев уже занимается полиция. Если выяснить, чья машина, не удастся, на ее лобовом стекле оставят предписание, что ее нужно убрать.