Как Германия стала экспортной сверхдержавой

Обширная международная сеть торговых палат в 80 странах играет важную роль в международной экспансии сотен тысяч мелких и средних компаний, часто находящихся в семейном владении
Michele Tantussi
Michele Tantussi / Bloomberg

За успехом экспортной стратегии Германии стоит глобальная сеть по продвижению продаж товаров, произведенных в стране. Это способствует росту торгового профицита, ставшего яблоком раздора между Германией и ее европейскими и американскими союзниками.

О существовании этой международной сети, которая создавалась в течение десятилетий, мало кто знает, однако работает она весьма эффективно и влияет на прибыли даже мелких немецких компаний.

Немецкие торговые палаты имеют в общей сложности 120 представительств в 80 странах. Коммерческие интересы Германии за рубежом представляет более 1700 человек.

Система связывает зарубежные торговые палаты с 80 региональными палатами в Германии и опирается как на корпоративное, так и на государственное финансирование. Предприниматели утверждают, что система благодаря широте своего охвата и интеграционным возможностям играет особенно важную роль в международной экспансии сотен тысяч мелких и средних компаний, часто находящихся в семейном владении.

Например, такой компанией является Flösser, поставщик автомобильных фар и клаксонов из Трира, где работает всего 12 сотрудников. Однако, когда владелец Ганс Отто Флёссер решил в прошлом году начать экспортировать товары во Вьетнам, покорение далекого азиатского рынка оказалось для него не такой сложной задачей. Флёссер, который уже поставляет свою продукцию примерно в 100 стран, обратился к немецко-вьетнамской торговой палате в Хошимине. За скромную пошлину представители палаты провели исследование рынка и нашли потенциальных дистрибутеров.

Когда Флёссер прилетел во Вьетнам, чтобы встретиться с отобранными кандидатами, представители палаты разработали график встреч, наняли переводчиков и даже предоставили автомобиль и водителя. Через несколько дней Флёссер заключил контракт с одним из местных дистрибутеров. Прибыли от его первой поставки намного превзошли размер уплаченной пошлины. «Я думаю, без такой поддержки нам, иностранцам, было бы очень трудно вести бизнес во Вьетнаме», - говорит он.

История Флёссера вполне типична, утверждают немецкие менеджеры. Представители немецких международных торговых палат заявляют, что оказывают поддержку примерно 50 000 предпринимателей в год. Ни одна страна Запада не делает ничего подобного в плане поддержки малого бизнеса за рубежом. Хотя некоторые азиатские страны, включая Тайвань и Южную Корею, оказывают бизнесу помощь, сопоставимую с немецкой, утверждают специалисты по экспорту.

«Это просто невероятно, насколько сильны немцы за границей», - говорит Арналдо Абруццини, итальянский предприниматель и генеральный секретарь Eurochambres, лоббистской группы, представляющей интересы малого бизнеса в Брюсселе.

Эффект от работы немецкой экспортной сети усиливается за счет конкурентоспособности производителей высококачественных нишевых товаров и примата сбережений над расходами в стране. Эта комбинация приводит к образованию масштабного торгового профицита, за что Германия недавно подверглась критике с самых разных сторон.

По данным на конец первого полугодия 2013 г., профицит счета текущих операций Германии составил 7,13% ВВП. А в сентябре (последние из имеющихся данных) и без того большой профицит вырос почти на 18% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года.

В понедельник ЕЦБ обнародовал данные, согласно которым профицит счета текущих операций всей еврозоны вырос в сентябре меньше чем на 4%, до 13,7 млрд евро ($18,5 млрд), а у одной только Германии профицит составляет 20 млрд евро.

Такая ситуация в последнее время вызвала критику в отношении Германии в связи с ориентированностью ее экономики на экспорт, а не на внутренний спрос. Министерство финансов США в октябре заявило, что такой подход без соответствующей поддержки развития внутреннего рынка наносит ущерб восстановлению экономики Европы после финансового кризиса, что, в свою очередь, негативно сказывается и на всей мировой экономике в целом. На прошлой неделе Еврокомиссия объявила о намерении провести проверку, не превысил ли профицит торгового баланса Германии установленные для Евросоюза показатели.

Профицит Германии от торговли внутри еврозоны сократился с 5% ВВП перед финансовым кризисом 2008 г. до 2% в настоящий момент. Главный его источник находится за пределами Европы, куда Германия предпочитает сейчас экспортировать свою продукцию. Между 2008 и 2013 гг. объемы немецкого экспорта в другие страны еврозоны сократились на 7%, однако экспорт в Китай и Индонезию более чем удвоился. Также значительно выросли поставки в Южную Корею, Бразилию и страны Ближнего Востока. В последние годы Германия практически избавилась от торгового дефицита с Китаем, составлявшего 1,5% ВВП.

«Вместо того чтобы жаловаться и обвинять во всем китайцев, немецкие компании смогли извлечь выгоду из ситуации, - говорит экономист UniCredit Андреас Рис. - И им удалось занять прочное положение на китайском рынке».

Перевела Наталья Тихонова