Фильмы в кино и в интернете смотрят разные люди - исследование

Это означает, что окно между выходом фильма в разных форматах можно сократить без потери прибыли
Bloomberg

Аудитория российских кинотеатров и зрители, которые смотрят фильмы онлайн, практически не пересекаются между собой. Такой вывод делают аналитики "Невафильм Research" на основе онлайн-опроса зрителей кинотеатров и онлайн-площадок. "Как правило, кинотеатры не в силах привлечь аудиторию интернета, а показ фильма в сети мало повлияет на поклонников большого экрана", - говорит старший аналитик "Невафильм Research" Ксения Леонтьева.

Но по полу и возрасту зрители кинотеатров и видеосервисов очень похожи: женщин среди них больше, чем мужчин, а молодых людей (18-24 лет) в обеих аудиториях больше половины. Если это разные аудитории, то сборы в кинотеатрах не страдают, когда фильмы становятся доступны в сети вскоре после премьеры в кинотеатрах, делают вывод аналитики.

В США и Европе большая часть фильмов попадает в сервисы «видео по запросу» и на легальные видеосервисы не раньше чем через шесть месяцев после премьеры в кинотеатрах. В России это окно гораздо короче: все чаще отечественные картины становятся доступны интернет-пользователям уже через месяц после начала проката в кинотеатрах. А иногда и одновременно с кинотеатрами. Это связано с высоким уровнем пиратства в стране. Кроме того, репертуар российских кинотеатров меняется гораздо чаще, чем у их американских или европейских коллег. Российские видеосервисы все время стараются уговорить прокатчиков и студии отдавать их премьеры как можно раньше.

Президент "Кино без границ" Сэм Клебанов напоминает, что в России онлайн-кинопросмотр в основном связан с бесплатной моделью, в рамках которой предлагается очень мало новинок. "Это обычно люди, которые ищут, что посмотреть вечером после работы. Но растет и другая категория - те, кто готов платить за новинки в онлайне. Они не ходят в кинотеатры, потому что нет времени или нет кинотеатра рядом, но хотят смотреть новинки на платных платформах, которые запускают фильмы параллельно с кинопрокатом". Две аудитории могут существовать параллельно, не каннибализируя друг друга: это разные типы потребления кино, заключает Клебанов.

“Человек сам выбирает, где ему удобнее смотреть новинки - в сети или в кинотеатре, и если видеосервис показывает последние премьеры не на рекламной, а на платной модели, то кинотеатры от этого никак не проигрывают”, - уверена директор по контенту онлайн-кинотеатра Ivi Мария Резник.

А вот гендиректор киносети “Синема парк” Сергей Китин видит в онлайн-кинотеатрах потенциальных конкурентов. Сейчас онлайн-платформы не влияют на выручку кинотеатров прежде всего потому, что у зрителя нет привычки платить за контент в сети, рассуждает он. Если же премьеры на разных платформах начнут продвигаться параллельно и в сети будут предлагаться более гибкие цены, то интернет станет уводить зрителей от киноэкранов, полагает он.

Сейчас 64% зрителей смотрят фильмы в кинотеатрах, 24% - на компьютерах, 10% - по ТВ и 2% - на мобильных устройствах, указано в отчете "Невафильм Research".