Иностранных пилотов пустят в Россию

Правительство одобрило законопроект о допуске иностранных пилотов в российские самолеты
Jens Dresling/ AP

Правительство одобрило проект закона, разрешающий российским авиакомпаниям нанимать пилотов с иностранным гражданством. Об этом сообщил министр открытого правительства Михаил Абызов, его слова передал ИТАР-ТАСС. «Закон носит временный характер, рассчитан до 2019 г.» - добавил Абызов. По его словам, мера касается подготовки, в первую очередь, командиров воздушных судов.

Собеседник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний отмечает, что при разработке законопроекта «Аэрофлот» предлагал дать квоту в 800 человек, однако Минтранс решил снизить ее и сделать «некий пробный период и посмотреть, как пойдет». Получить комментарий представителя Минтранса не удалось.

В документе говорится, что к управлению российскими самолетами допустят 200 иностранцев, хотя в пояснительной записке к поправкам в закон отмечается необходимость ежегодного «пополнения летного состава на 1100-1500 человек». В тексте говорится о сложившемся дефиците специалистов, который может привести к снижению уровня квалификации действующих пилотов. «Кроме того, авиакомпаниям сложно обеспечить неуклонно возрастающую в последние годы потребность населения и экономики страны в авиационных перевозках», - отмечалось в материалах к заседанию правительства.

Представитель «Аэрофлота» отмечает, что сейчас авиакомпания нуждается в 134 командирах воздушных судов, и при открытии квоты намерена пополнять свой штат за счет пилотов из Европы (Германии и Франции), а также стран СНГ (Белоруссии, Казахстана и Украины). Источник «Ведомостей», близкий к Аэрофлоту, уточняет, что у компании есть хорошие отношения со школами пилотов немецкой Lufthansa и французской Air France. А представитель говорит, что дефицита не будет из-за перенасыщения рынка европейских летчиков и возможности субаренды пилотов.

Первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров (его слова передал представитель) отмечает, что в настоящее время дефицита кадров у компании нет, однако с учетом темпов развития и выхода на пенсию некоторых командиров дефицит может возникнуть и негативно сказаться на темпах роста объемов перевозок. «Мы готовы принимать 60-70 командиров воздушных судов в год», - добавляет он. Компания намерена готовить собственных командиров, брать на работу из других компаний и привлекать иностранных пилотов, добавляет представитель компании. Представитель группы компаний S7 отмечает, что дефицита пилотов у себя не наблюдает. Представитель «Ютэйр» на вопросы не ответил.

Гендиректор «Аэрофлота» при запуске лоукостера «Добролет» говорил, что авиакомпания «в России не полетит, если мы не гармонизируем наше законодательство с нормами, существующими в глобальной отрасли, такими, как невозвратные билеты, питание на борту за отдельную плату, платный провоз багажа, возможность нанимать пилотов - резидентов иностранных государств».

Эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров считает, что сейчас сложно судить, хватит или не хватит 200 иностранных пилотов, чтобы справиться с нехваткой командиров. Авиакомпании изначально рассчитывали свои прогнозы исходя из роста ВВП и увеличения пассажиропотока и грузооборота. Но сейчас темпы роста ВВП страны приближаются к нулю, и через некоторое время авиакомпании ощутят на себе снижение объемов перевозок, говорит Гусаров.

Гендиректор компании «Инфомост» Борис Рыбак подчеркивает: объявленная квота в 10 раз ниже потребности. «Даже в Северной Корее летают иностранные пилоты», - говорит Рыбак. По его словам, в России низкий подоходный налог и высокие зарплаты для командиров воздушных судов, стандартный социальный пакет для летчиков - это сделает работу на российские компании привлекательной. Средняя зарплата пилотов в России около 150 000-300 000 руб. в месяц, говорится в пояснительной записке к законопроекту. К примеру, "Аэрофлот", объявляя в 2011 г. набор пилотов для регионального лайнера SSJ, гарантировал зарплату командирам судна в 340 000 руб. в месяц, а вторым пилотам - 270 000 руб. В Европе средняя зарплата командира Boeing 737 NG - около $7000-8000 (230 000 - 260 000 руб.), писал «Интерфакс» в середине ноября.

Официальный язык радиосообщения - английский, знания русского языка от пилотов никто требовать не будет: привлекать их будут преимущественно на международные рейсы, говорит сотрудник одной из российских авиакомпаний.