Смогут ли США пошатнуть позиции России на газовом рынке

Экспорт газа и нефти в Старый Свет не окажет экономического воздействия в обозримой перспективе и не повлияет на нынешние действия российского руководства
SeongJoon Cho/ Bloomberg

Отношения России с Западом резко обострились из-за ситуации на Украине и в Крыму. Это породило разговоры о том, что США могут применить новое оружие из своего стратегического арсенала - энергетику - и попытаться с помощью экспорта нефти и газа снизить энергозависимость Европы от России.

Если раньше дебаты относительно начала масштабного экспорта нефти и газа, добыча которых в самих США быстро растет благодаря сланцевой революции, касались экономических аспектов, то теперь они приобрели и политический окрас. В частности, республиканцы начали оказывать давление на правительство с целью смягчить условия на экспорт энергоресурсов, чтобы пошатнуть позиции России на мировом энергетическом рынке и повлиять на ее внешнюю политику.

Хотя зависимость США от импортной нефти в последние годы существенно сократилась, страна все еще закупает значительные ее объемы. Снятие запрета на экспорт сырой нефти станет стимулом для увеличения объемов ее добычи в стране, однако спрос на нефть и нефтепродукты в самих США тоже растет: к 2018 г. компании намерены расширить мощности НПЗ по крайней мере на 400 000 баррелей в день. В этих условиях поставки американской нефти на мировой рынок могут оказаться не столь значительны, чтобы заметно ударить по нефтяным доходам России, пишет Financial Times.

Возможно, больший эффект будет иметь продажа нефти из стратегических резервов США, отмечает газета. В них сейчас около 700 млн баррелей нефти; в среду министерство энергетики США объявило о «пробной продаже» 5 млн баррелей. Однако последствия от такого решения почувствует весь мировой рынок, в том числе США и Саудовская Аравия, а не только Россия.

Пошатнуть позиции России на газовом рынке США тоже будет нелегко, отмечает The Wall Street Journal. Еще несколько лет назад казалось, что США будут крупнейшим в мире импортером газа. Но сланцевый бум позволил США в 2009 г. обойти Россию по объему добычи природного газа и стать новым мировым лидером. Международные газовые рынки, которые раньше были регионально фрагментированными, становятся все более глобальными. Объемы торговли сжиженным природным газом (СПГ) увеличиваются во всем мире. Поэтому растет его экспорт не только из США, но и из других стран, например Катара и Австралии. Джейсон Бордофф из Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета утверждает, что по этим причинам России становится сложнее доминировать на европейском рынке, ведь у стран появляются и другие поставщики газа.

Только совсем недавно американские компании стали предлагать перестроить подготовленные для импорта СПГ-терминалы, чтобы начать экспортировать газ. Для строительства же новых терминалов необходимо привлекать значительное финансирование, ведь их стоимость может превышать $10 млрд. С тех пор как в 2011 г. министерство энергетики стало выдавать разрешения на строительство СПГ-терминалов, одобрено только шесть таких заявок, а еще 20 находятся на рассмотрении. Джон Бонер, лидер республиканцев в палате представителей конгресса США, недавно назвал такие темпы «мучительно медленными».

Пока условия выданных разрешений на строительство СПГ-терминалов позволяют продавать до 240 млн куб. м газа в день в страны, с которыми у США не подписано соглашение о свободной торговле, в том числе в страны, входящие в Евросоюз. Но этого объема недостаточно, чтобы изменить баланс сил в энергетике и помочь Европе полностью отказаться от закупок российского газа. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), объем импорта газа из России в Европу примерно в два раза превышает этот показатель: в прошлом году он в среднем составлял 450 млн куб. м газа в день.

Правда, поданные в минэнерго заявки еще на два десятка СПГ-терминалов предполагают строительство мощностей для ежедневного экспорта 765 млн куб. м газа, но не факт, что все они будут построены. Первые поставки газа за рубеж не начнутся ранее 2015 г. По прогнозам Wood Mackenzie, в 2020-2025 гг. США будут экспортировать только 170-200 млн куб. м газа в день.

По данным МЭА, в Европе много неиспользуемых мощностей для импорта СПГ, в прошлом году их загрузка была менее 25%. Однако в газовой промышленности США работают независимые компании, которые нацелены прежде всего на максимизацию прибыли. Поэтому правительство не сможет прямо им указывать, куда и по какой цене они должны поставлять СПГ. «Если Европе захочется покупать газ в США или где-либо еще, она должна будет платить, - отмечает энергетический аналитик Патрик Херен. - Это также означает конкуренцию с Японией, где газ стоит намного дороже, чем в ЕС».

Если исходить из текущих цен, то, чтобы выиграть эту конкуренцию, европейцам придется платить за американский газ на 37% больше, чем они платят сейчас за импортируемый СПГ, или на 63% больше, чем за поступающий по трубопроводам российский газ. Для таких стран, как Украина, это означает перерастание энергетического кризиса в финансовый, отмечает FT.

Более того, значительные объемы будущих поставок американского СПГ уже законтрактованы по договорам с азиатскими компаниями, такими как корейская Kogas, японская Osaka Gas и индонезийская Pertamina. Строителям новых СПГ-терминалов желательно иметь договора с покупателями примерно на 70% будущих поставок, чтобы привлечь финансирование на строительство, отмечает Wood Mackenzie, и такие покупатели - прежде всего из азиатских стран.

До 2020 г. США не будут экспортировать существенные объемы СПГ, заявил в среду Эрик Милито, директор Американского института нефти. Перспектива экспорта энергоресурсов из США в будущем не может повлиять на нынешнюю политику президента Владимира Путина, полагают некоторые эксперты. «Тот факт, что СПГ из США может начать поставляться в Европу через 3-4 года, не изменит намерения Путина, - говорит председатель совета директоров IHS Дэниел Ергин. - Его намерения касаются того, что происходит здесь и сейчас».

Некоторые американские политики, правда, считают, что даже заявление о намерении в будущем начать экспорт газа в Европу повлияет на текущие действия Путина и ситуацию на европейском энергетическом рынке, отмечает WSJ. Сенатор-республиканец Джон Баррассо пытался изменить условия предоставления пакета помощи Украине, чтобы ускорить поставку американского газа в эту страну. Однако предложенные им поправки были отклонены. «[Таким образом] мы посылаем сигнал, что сейчас мы фактически готовы защищать энергетическую монополию России», - пытался в среду переубедить Баррассо коллег на заседании комитета сената США по международным отношениям. Теперь он намерен вынести вопрос на рассмотрение всего сената.