Энергетики не поддержали Минэнерго

Ведомство предложило изменить правила проведения конкурентного отбора мощности на 2015 год
З.Милявская/ Ведомости

Реализация этого механизма может привести к тому, что в некоторых зонах может сложиться нулевая цена на мощность, что приведет к усилению убыточности тепловой генерации и росту аварийности, предупреждает Федоров. Дело в том, что определенные ФАС монополисты подают на КОМ только ценопринимающие заявки (без указания цены). Остальные участники подают ценовые заявки, но не выше предельного уровня ФСТ. По механизму, предложенному Минэнерго, если объем ценопринимания компаний-монополистов покроет спрос, цена действительно будет нулевой, разделяет опасения Федорова аналитик Газпромбанка Наталья Порохова. Особенно велики риски для маленьких ЗСП (Чита, Бурятия, Алтай, Омск, Каспий, Южный Кузбас, Махачкала, Северная Тюмень), где работают «Русгидро», СГК, ТГК-11 (входит в «Интер РАО»), «Лукойл», ТГК-14. Объем неоплаченной мощности может составить 12,5 млрд руб, подсчитала Порохова.

Энергокомпании раскритиковали предложения Минэнерго об изменении правил проведения в 2015 г. конкурентного отбора мощности (КОМ, процедура определения генерирующих объектов, которые будут в предстоящем году поставлять электроэнергию на оптовый рынок, сформировавшаяся цена должна покрывать постоянные затраты энергообъекта на производство). «Разработанный Минэнерго проект ставит под сомнение проводимую реформу электроэнергетической отрасли», - говорится в письме председателя набсовета НП «Совет производителей энергии» и гендиректора «Газпром энергохолдинга» Дениса Федорова заместителю министра энергетики Вячеславу Кравченко от 27 марта (копия есть у «Ведомостей»). Кравченко подтвердил «Ведомостям», что письмо «Совета производителей энергии» получил, и будет встречаться с представителями компаний.

Предельные цены нужны

Документ Минэнерго вывесило на обсуждение две недели назад. В нем предлагается отменить предельные цены (price-cap) во всех 21 зонах свободного перетока (ЗСП, не имеет ограничений на передачу электроэнергии). Сейчас price-cap существует в зонах с ограниченной конкуренцией - их 16. В остальных зонах цена 15% самой дорогой мощности в первой ценовой зоне (10% - во второй) оплачивается по цене заявки или по тарифу, если он выше. Остальная мощность оплачивается по самой дорогой заявке из 85% поданных на КОМ (90% - во второй ценовой зоне) или по равновесной цене.

Министерство предлагает формировать цену по самой дорогой заявке из 80% востребованной мощности.

Недоволен «Совет производителей энергии» и предложениями по механизму формирования цены на КОМ. Снижение планки отбора до 80% расширяет зону госрегулирвоания тарифов на мощность до 20% и ставит под сомнение реформу отрасли (была направлена на либерализацию цен - «Ведомости»), пишет Федоров. Цена будет искусственно снижена, что необоснованно , т.к. цена может упасть естественным путем из-за обострения конкуренции, следует из письма. В следующем году, по данным «Системного оператора» предложение в первой ценовой зоне превысит спрос на 10-14 ГВт, плюс на рынке останется большая часть неэффективной генерации, (так называемые «вынужденные генераторы», отбираются в обязательном порядке - «Ведомости»), пишет топ-менеджер. При этом формирование цены по 80% заявок может привести к снижению стоимости мощности в некоторых ЗСП в первой ценовой зоне максимум на 11% до 125 000 руб./МВт, во второй ценовой зоне цена может вырасти максимум на 60% (цена на мощность в 2014 г здесь рухнула на 40%), подсчитала Порохова.

Продлить жизнь «вынужденным генераторам»

Минэнерго также предлагает ужесточить требования к участникам рынка и не пускать на КОМ станции старше 55 лет с коэффициентом загрузки ниже 30% (дискриминационное ограничение, которое приведет к росту цен на мощность, пишет Федоров), а также исключить затраты на тепло из ценовых заявок энергокомпаний. Это приведет к значительным убыткам энергетиков, указывает автор письма. В условиях недофинансирования тарифов на тепловую энергию, часть затрат энергетики возвращали, включая затраты на нее в расчет цены мощности. Например, в Белгородской области на перекрестное субсидирование тепла приходится 85% стоимости мощности, в Липецкой - около 50%, рассказывал ранее гендиректор «Квадры» Владимир Шелков.

Также Федоров просит пересмотреть решение об отмене с 2016 г. выдачи статуса «вынужденного генератора» для станций, которые не нужны энергосистеме, но должны работать для теплоснабжения: до этого времени компании не смогут решить проблему с заменой неэффективных блоков. Схему вывода Минэнерго так и не утвердило, источников финансирования также нет, пишет топ-менеджер.

Нужно делиться

В завершение производители просят перераспределить в их пользу часть выручки за мощность. Речь идет о штрафах за срыв вводов энергоблоков по договорам о предоставлении мощности (ДПМ, гарантируют инвестору возврат 95% инвестиций в энергообъект), которые компании обязаны платить потребителям, снижая для них цену.

Но зачастую «Системный оператор» изменяет режимы работы других станций так, что потребители и не замечают срывов. Этим станции должны войти в так называемый «пул поставщиков» и получать денежные выплаты вместо потребителей, предлагает Федоров. Кравченко комментировать это предложение не стал. А источник, близкий к Минэнерго, заверил, что дополнительная нагрузка станциям и так оплачивается. В 2013 г. объем штрафов за срыв вводом ДПМ составил 1,7 млрд руб., сообщало НП «Совет рынка». Рост цены в этом случае будет незначительным - около 0,1%, подсчитала Порохова.

«Согласья нет»

«Энергетики продолжают борзеть несмотря на предупреждение президента», - прокомментировал это предложение директор НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. В 2011 г. тогдашний премьер Владимир Путин устроил отрасли разнос, заявив, что некоторые энергетики «совсем оборзели». Для отрасли это обернулось снижением цен в «ручном режиме»

Новые правила конкурентного отбора нужны, рассказывали на конференции «Ведомостей» «Российская энергетика» топ-менеджеры генкомпаний. Среди предложений Минэнерго есть и конструктивные, например учет мощности ГЭС по маловодным годам, замечал гендиректор «Э.Он Россия» Максим Широков на прошлой неделе. Кравченко ранее говорил, что предложения относительно «вынужденной» тепловой генерации носят жесткий характер, а другие идеи (например, отмена price-cap во всех СЗП) - дискуссионный.