США определят правила использования коммерческих беспилотников в воздушном пространстве

Число беспилотников, используемых в разных областях, быстро растет, недавно один из них чуть не столкнулся с самолетом American Airlines
Eric Gay/ AP

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) собирается ввести новые правила эксплуатации беспилотников. Таким образом оно хочет снизить риски, связанные с увеличением числа беспилотников в воздушном пространстве. На прошлой неделе FAA сообщило, что в марте самолет American Airlines едва не столкнулся с беспилотником на высоте около 700 м во время приближения к аэропорту Таллахасси во Флориде. Об этом управлению рассказал пилот самолета.

В США беспилотные летательные аппараты широко используют для наблюдения за урожаем, фотосъемки зданий, осмотра крыш, съемок рекламных роликов и выполнения других задач, говорят представители отрасли. FAA семь лет назад в целях общественной безопасности ввела ограничения на использование коммерческих автоматически управляемых летательных аппаратов. Но из-за ограниченности ресурсов управления, не позволяющей в должной степени осуществлять надзор, и юридических сложностей правила получились размытыми, что привело к появлению еще больше числа операторов беспилотников.

По правилам FAA, небольшие беспилотники не должны подниматься выше 400 футов (около 120 м). Получается, что подлетевший к борту American Airlines аппарат, который, судя по описанию, был небольшой моделью самолета, нарушил это ограничение. Один из руководителей FAA предупредил, что беспилотник может нанести серьезный урон самолету, если, например, попадет в его реактивный двигатель.

FAA планирует представить новые правила по законному использованию беспилотников в коммерческих целях в ноябре - на несколько лет позже, чем изначально предполагалось. Они будут гарантировать надлежащее качество управления рисками, заявил на прошлой неделе Джим Уильямс, возглавляющий отдел FAA по работе с беспилотниками. Но некоторые сторонники беспилотников беспокоятся, что произошедший во Флориде инцидент вызовет отрицательную общественную реакцию. Из-за это регуляторы США и отдельных штатов могут ввести более жесткие ограничения, чем необходимо, считают они.

«Чем дольше принимаются правила, чем более продвинутыми и дешевыми становятся технологии, тем больше мы приближаемся к тому, что какой-то болван совершит глупость и нанесет кому-то вред», - опасается Мэтт Уэйт, профессор University of Nebraska-Lincoln. Он руководит программой по использованию беспилотников в журналистике. В прошлом году FAA отправило Уэйту официальное уведомление с требованием закрыть эту программу.

Для использования беспилотников не в развлекательных целях необходимо получить разрешение FAA. Однако пока за все время FAA выдало только два разрешения - оба на Аляске.

Кроме того, управление оштрафовало двух операторов беспилотников за опасные полеты. Но в марте суд по административным правонарушениям отменил наложенный управлением штраф в размере $10 000, посчитав, что у FAA нет для этого юридических полномочий. Управление подало апелляцию на это решение.

«Кажется, угрозы пугают все меньше и меньше людей, - говорит один из высокопоставленных федеральных чиновников. - Никто не спрашивает у FAA о том, как действовать. Это стало современной версией Дикого Запада, когда люди думают, что все в порядке».

По оценкам FAA, в течение пяти лет после введения новых правил в воздушном пространстве США может появиться 7500 беспилотников. Представители отрасли считают эту оценку сильно заниженной. Например, Крис Андерсон, гендиректор 3D Robotics, говорит, что его компания продает в месяц около 2000 автопилотных систем по всему миру клиентам, желающим собирать собственные беспилотники. А китайская DJI Innovations, по его оценке, продает как минимум в 10 раз больше беспилотников. DJI отказалась предоставить точные данные о продажах, но сообщила, что с 2009 г. они по меньшей мере утроились.

По словам Уильямса, скоро компании смогут обращаться в FAA за сертификацией беспилотников, чтобы использовать их для съемок фильмов, а также наблюдения за урожаем, линиями электропередач или определенным нефтегазовым оборудованием. По нынешним правилам они не могут этого делать. Но некоторые операторы дронов не стесняются игнорировать ограничения FAA. Так, в январе Майк Фортин, президент компании из Орландо, которая использует беспилотники для съемки концертов и телерекламы, получил письмо от FAA, где говорилось, что она нарушает правила. «Я просто послал FAA подальше, - рассказывает он. - Больше они не обращались. Если управление пришлет официальное письмо, я, возможно, вставлю его в рамку, повешу на стене и продолжу заниматься своими делами». В управлении отказались комментировать этот инцидент.

Перевел Алексей Невельский