Военный конфликт в Ираке может помешать планам нарастить нефтедобычу

Пока исламские боевики не добрались до основных месторождений на юге, где работают западные компании, но разрастание конфликта чревато проблемами с добычей и ростом цен на нефть
Essam Al-Sudani/ Reuters

Вооруженные столкновения в Ираке уже привели к захвату исламскими боевиками на этой неделе крупнейшего нефтеперерабатывающего завода в стране. Нефтяные месторождения, которые в основном расположены на юге страны и где работают крупные западные компании, пока в безопасности, хотя на некоторых и началась эвакуация части персонала. Однако продолжение боевых действий может подорвать планы по увеличению нефтедобычи в Ираке, предупреждают эксперты.

ExxonMobil в среду эвакуировала иностранных сотрудников с месторождения «Западная Курна - 1» на юге Ирака, а BP - второстепенный персонал с находящегося поблизости гигантского месторождения «Румайла». По словам руководителя Royal Dutch Shell в Ираке Ханса Нийкампа, его компания планирует вывезти сотрудников из страны в случае ухудшения ситуации, но пока этого не делала.

Главные нефтяные объекты Ирака сосредоточены на юге страны, вдалеке от местности, захваченной за последние две недели боевиками из группировки «Исламское государство Ирака и Леванта». Поэтому до сих пор сражения не повлияли на добычу и экспорт нефти, а цены на нее хоть и выросли в последние дни, но не очень сильно. Сегодня цена фьючерса на нефть марки Brent составляет $114,89 за баррель (рост на 0,55%).

Ирак привлекает к себе много внимания со стороны западных энергетических компаний: это пятая страна по доказанным запасам нефти и одно из немногих мест, где у них есть доступ к крупным и недорогим в разработке месторождениям. Тем не менее некоторые эксперты предупреждают, что при эскалации кризиса компании, возглавлявшие возрождение нефтяной промышленности в Ираке, будут вынуждены переосмыслить свое присутствие там, пишет Financial Times. По мнению директора глобального отдела анализа сырьевых рынков Citigroup Эда Морса, последние военные успехи боевиков могут иметь крупные последствия для будущих поставок нефти из Ирака и баланса на мировом рынке, особенно учитывая срывы поставок в таких странах, как Ливия. «Чем дольше будут происходить волнения и чем сильнее они будут, тем труднее будет Ираку даже приблизиться к тому, чтобы реализовать свой потенциал по поддержанию добычи на уровне 6 млн баррелей в день или более», - сказал он. Хотя в Ираке себестоимость добычи может составлять около $20 за баррель, объемы производства ограничены политическими рисками, предупреждал Морс в январском докладе.

Ирак в последние годы быстро наращивал нефтедобычу, в феврале этого года она достигла рекордных 3,6 млрд баррелей в день (на 50% больше, чем четырьмя годами ранее).

При этом правительство поставило очень амбициозную цель - к 2020 г. увеличить ее до 8,5-9 млн баррелей в день. С этой целью оно готово идти на уступки западным компаниям: если по контрактам, подписанным в 2009 г., им оставалось всего $2 с каждого добытого барреля, то теперь, чтобы привлечь их на крупное месторождение «Насирия» (запасы - 4 млрд баррелей), власти готовы обсуждать долю выручки, которую нефтяные компании получат вместо фиксированной минимальной платы за каждый баррель.

Во вторник исламские боевики захватили крупнейший НПЗ страны в городе Байджи. Завод производит в день около 170 000 баррелей бензина и других нефтепродуктов, которые поставляются в Северный Ирак и Багдад. В случае остановки его работы Ирак будет вынужден импортировать в день более 300 000 баррелей нефтепродуктов, что составляет около половины его потребностей, говорил на конференции в Лондоне Аднан аль-Джанаби, председатель нефтегазового комитета иракского парламента.

Эксперты Международного энергетического агентства (МЭА), ранее ожидавшие, что Ирак к 2019 г. будет добывать 5 млн баррелей в день, во вторник снизили прогноз до 4,5 млн баррелей - во многом из-за ширящихся боевых действий в стране. Также МЭА предупредило ОПЕК о рисках, связанных с возможной нехваткой добычи нефти в следующие пять лет. Агентство прогнозировало, что к 2019 г. на долю Ирака придется 60% всего прироста добычи нефти в странах ОПЕК.

Ирак экспортирует около 2,6 млн баррелей нефти в день. По подсчетам аналитиков Societe Generale, если экспорт из Ирака полностью прекратится, цена Brent может вырасти на $40-50. «Этот объем нефти превышает свободные мощности Саудовской Аравии, - говорится в недавнем докладе банка. - Другими словами, Саудовская Аравия не сможет сама заменить весь экспорт нефти из Басры. Также потребуются и стратегические резервы МЭА».