Российский рынок роскоши начнет расти лишь в 2017 г.

Российский рынок предметов роскоши в этом году сократится впервые с кризисного 2009 года, а расти начнет в 2017 г.
Андрей Махонин/ Ведомости

Слабость российской экономики будет влиять на рынок предметов роскоши несколько лет, заявил Армандо Бранчини, вице-президент итальянского фонда Altagamma, объединяющего крупнейших производителей предметов роскоши. Улучшение может наступить в 2017 г., когда отрасль ощутит эффект от вступления России в ВТО и ожидаемого снижения пошлин на ювелирные изделия, ткани и проч. «Существующие покупатели предметов роскоши вряд ли будут сокращать расходы, но будет ли расширяться их круг?» - спрашивает Бранчини.

Российский рынок товаров класса люкс, по данным Altagamma, десятый по размеру в мире и пятый в Европе. В 2013 г. оборот составил 5,8 млрд евро (+5% к 2012 г.), в этом году аналитики прогнозируют его снижение на 4-6%. Эти цифры сопоставимы с кризисным сокращением 2009 г., когда рынок предметов роскоши потерял 5%, - оборот, по данным Bain, был 4,5 млрд евро. С тех пор потребление дорогих товаров в России восстанавливалось. На Москву, по данным Altagamma, приходится 59% рынка, 16% - на Санкт-Петербург.

Замедление потребления на российском рынке товаров класса люкс началось в конце 2013 г. и усилилось в начале 2014 г. после резкого роста курсов доллара и евро, говорили продавцы предметов роскоши. По данным Esper Group, сопоставимые продажи товаров класса люкс в январе - марте выросли на 6,3% год к году, обычный для этого сезона темп вдвое выше.

К концу первого полугодия спрос начал восстанавливаться, говорят ритейлеры. Продажи Brunello Cucinelli в основных московских и петербургских бутиках показывают признаки роста, заявил коммерческий директор Brunello Cucinelli Фабио Ньеки (цитата по отраслевому изданию WWD). На Россию пришлось 8,5% выручки компании в прошлом году.

Продажи в июне шли прекрасно, говорит вице-президент «Консула» Людмила Малофеева: «Может быть, это связано с тем, что сейчас в России цены на швейцарские часы или чуть ниже, или на уровне швейцарского ритейла». После не очень удачного конца 2013 г. и валютных скачков в начале 2014 г. швейцарские производители заморозили цены в рублях. «Именно благодаря негативным прогнозам производители стараются, чтобы российский рынок был конкурентоспособен по сравнению со швейцарским», - объясняет Малофеева.

Спрос на автомобили класса люкс в России показывает иную динамику, чем на предметы роскоши в целом. При общем снижении авторынка за полгода на 7,6% (данные АЕБ) продажи дорогих автомобилей растут двузначными темпами. Клиенты премиального сегмента традиционно менее подвержены влиянию экономической конъюнктуры, говорит руководитель подразделения «Рольф премиум» Татьяна Форнасова: «Премиальный сегмент до определенного момента служит локомотивом авторынку в период падения». Она приводит в пример продажи Mercedes-Benz, которые выросли за полгода на 68%, Land Rover - на 65%, Lexus - на 24%, Porsche - на 195%.

Рынок товаров роскоши в России всегда слабо зависел от конъюнктуры, подтверждает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. Сократить такие покупки могут потребители среднего класса, для которых люкс - входной билет в социальный слой, награда за успех, заработанные средства или достигнутую цель, подарок и проч., считает она. «Эти люди и раньше копили средства на дорогие покупки или делали их за рубежом или на распродажах. Изменение их модели поведения окажет влияние на рынок люкса, но не критическое», - заключает Ядерная.