Статья опубликована в № 3636 от 23.07.2014 под заголовком: Мясо и молоко выходят в сеть

Через интернет скоро можно будет отследить происхождение мяса, молока или креветок

У ритейлеров и покупателей скоро появится возможность за несколько секунд проверить происхождение любой животноводческой продукции - от мяса и молока до меда и креветок

В России запускается система электронных ветеринарных сертификатов. Минюст 18 июля зарегистрировал приказ Минсельхоза об утверждении правил выдачи сопроводительных ветеринарных документов в электронном виде. Он предусматривает, что вся информация о партии продукта, начиная с откорма животных и заканчивая поставкой на полку магазина, будет включаться в государственную информационную систему (ГИС) «Меркурий» (в ней же с 2011 г. фиксируется движение импортных товаров животного происхождения). Документ вступит в силу в течение 10 дней с момента опубликования.

Каждой партии продукции животного происхождения будет присвоен уникальный код, который должен быть указан на каждой упаковке, - по нему можно будет идентифицировать товар на сайте ГИС «Меркурий». Сертификация будет проводиться в режиме реального времени - в результате можно будет отследить любой этап превращения сырья в продукт - от производства до прилавка, объясняет суть системы представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко. По всем видам животноводческой продукции - мясо и курица, рыба и креветки, молоко и сыры, мед и многие другие продукты - потребители смогут получать достоверную информацию о дате и месте происхождения сырья, заводе-производителе, сроках годности, основных характеристиках товара, говорит исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков (передал комментарии через представителя).

Пока переход на новые стандарты будет добровольным, сказал Алексеенко: приказ Минсельхоза дает производителям выбор между бумажной и электронной формой сертификации. Переходный период, разрешающий пользоваться и бумажными, и электронными ветсертификатами, продлится до 15 февраля 2017 г., говорит Гудков. До этого момента сведения, по его словам, могут быть доступны только от вертикально-интегрированных холдингов или при условии добровольного перехода на электронную ветсертификацию всех участников товаропроводящей цепи. Немаркированную продукцию, продаваемую на рынках, изменения вряд ли коснутся, пока переход на электронную систему учета не станет обязательным, говорит сотрудник отраслевого союза.

Разработкой и обслуживанием софта системы занимается сам Россельхознадзор, сказал Алексеенко. Работать система будет бесплатно (оплачивать производители должны будут только работу экспертов - за нее они платят и сейчас), вносить данные в нее смогут как аккредитованные ветеринарные эксперты на этапе контроля исходной продукции, так и сотрудники самих организаций-производителей и организаций-перевозчиков (по товарам низкого уровня риска, всего их четыре). Оценить затраты на создание и обслуживание такой системы никто из опрошенных «Ведомостями» экспертов не взялся.

Приказ о переходе на электронные сертификаты разрабатывался почти пять лет, рассказывает замруководителя исполкома Национальной мясной ассоциации (НМА) Максим Синельников. О переходе на электронную систему просили сами участники рынка. Она должна ускорить процесс оформления сертификатов, автоматизировать учет объемов продукции, а также помочь отследить ее перемещение даже с учетом дробления, считают в НМА. Снизятся трудозатраты и денежные затраты, рассчитывают животноводы. Стоимость ветсертификата устанавливают регионы. Когда сертификаты получались на каждую партию, приходилось тратить на это до 150 000 руб. в месяц, вспоминает председатель совета директоров завода «Октябрьское молоко» Владимир Калгин. Это предприятие торгует пастеризованным молоком на ярмарках в Москве и Московской области из цистерн - всего у него сейчас около 100 точек. Например, в Санкт-Петербурге, по данным НМА, ветеринарный сопроводительный документ на оптовую партию продукции стоит 393 руб. По информации Россельхознадзора, в 2011 г., например, таких документов было оформлено в целом по России более 51 млн штук. Стоимость одних только бланков составила 2 млрд руб., а в общей сложности участники рынка потратили на оформление сертификатов 10 млрд руб., подсчитала НМА. Гудков оценивает совокупные затраты с учетом косвенных в 30 млрд руб. в год.

У потребителя и сейчас теоретически есть возможность проверить происхождение товара на полке, другое дело, что продавец не всегда может найти нужную бумагу, а также не может быть уверен в подлинности документов, говорит Синельников. «Существующая система порочна, она способствует легализации небезопасной продукции с учетом того, что в стране более 30 000 аккредитованных ветеринарных специалистов, если где-то была занесена некорректная информация, отследить источник появления небезопасной продукции невозможно», - считает он. Электронные же сертификаты, считает он, позволят остановить производство и продажу не соответствующей нормам безопасности продукции, если возникнет риск на любом этапе. Кроме того, электронная система позволит предупредить подмену вида продукции, фальсификации с весом продукта с помощью излишней глазури, замену жиров животного происхождения на жиры растительного происхождения, добавляет Гудков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать