Россияне разлюбили заграницу

Авиаперевозки в России растут в основном за счет внутренних линий, подсчитала Росавиация: темпы роста перевозок за рубеж сократились до 5,6%

Росавиация подвела итоги работы российских авиакомпаний в первом полугодии 2014 г.: они перевезли 41,5 млн пассажиров, что на 10,8% больше, чем за первые шесть месяцев 2013 г. (37,5 млн пассажиров). 78,6% пассажиропотока (32,6 млн человек) приходится на пятерку авиакомпаний и их «дочек» - группу «Аэрофлот» («Аэрофлот», «Россия», «Аврора», «Донавиа»), «Трансаэро», группу S7 («Сибирь» и «Глобус»), группу «Ютэйр» («Ютэйр» и «Ютэйр-экспресс») и «Уральские авиалинии» (см. график). При этом их доля в общем объеме перевозок также увеличилась по сравнению с первым полугодием 2013 г. - на 0,8 п. п. (с 77,8% от общего объема перевозок).

Сильнее всего среди авиакомпаний и групп первой пятерки перевозки выросли у «Уральских авиалиний» - на 15,8% до 2,2 млн человек, благодаря запуску обширной чартерной программы после покупки новых самолетов. В абсолютном выражении самый значительный рост - у группы «Аэрофлот», которая перевезла 15,6 млн пассажиров, что на 14,7% (или 2 млн человек) больше, чем за аналогичный период 2013 г. (13,6 млн человек). Группа «Ютэйр» показала прирост в 10% (4,4 млн человек), группа S7 - 7,1% (4,5 млн), «Трансаэро» - 5,5% (5,8 млн).

В своем сообщении Росавиация обращает внимание на новую тенденцию в распределении пассажиропотока. Пассажиропоток на внутренних линиях (20,2 млн пассажиров) вплотную приблизился к пассажиропотоку на международных линиях (21,3 млн), говорится в сообщении Росавиации. «В 2014 г. пассажиры воздушного транспорта делают выбор в пользу полетов на внутренних воздушных линиях: темпы роста полетов на международных направлениях снижаются до 5,6% по сравнению с 2013 г., - сообщает ведомство. - В то же время за первое полугодие 2014 г. прирост перевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях по сравнению с прошедшим годом значительно увеличился и составил 17%».

Впрочем, представитель Росавиации уточнил, что статистика ведомства основана на данных Транспортной клиринговой палаты и не учитывает данные перевозок иностранных авиакомпаний. Например, крупнейший зарубежный перевозчик в России - Lufthansa в 2013 г. перевезла 1,2 млн человек сама, а вместе с партнерами - 1,8 млн, данные за 2014 г. пока не раскрывались.

Прирост на международных рейсах сократился из-за ухудшения макроэкономической ситуации и падения курса рубля, а конкуренция на внутреннем рынке высокая, поэтому авиакомпании заметно снижали цены, объясняет тенденцию начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но повлияло не только это, говорит он: «Ухудшение внешнеполитической ситуации привело к снижению количества выданных виз примерно на 20%, плюс, естественно, сокращается деловой трафик».

Эксперт считает, что поскольку авиакомпаниям сложно будет сохранить такие же темпы роста, не уйдя в минус, то с октября скорее всего трафик на международных линиях может начать снижаться, а рост на внутренних линиях сократится или приостановится. По итогам года, полагает Пантелеев, прирост пассажиропотока на внутренних и международных линиях вряд ли превысит 6%.