ФАС: Ситуация на рынке бензина аналогична прошлогодней, но повода для беспокойства пока нет

ФАС считает, что ситуация на топливном рынке схожа с прошлогодней. Тогда служба хотела возбудить административные дела против нефтяников

Ситуация на рынке автобензина сейчас аналогична прошлогодней, сообщил замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, передает «Прайм». Пока нет особого повода для беспокойства, но служба продолжает мониторинг ситуации. Он не исключил, что в течение двух недель возможны какие-либо решения, но это будет зависеть от ситуации на рынке нефтепродуктов. В этом году бензин дорожал быстрее, чем в 2013 г. Цена Аи-92 с начала года увеличилась на 26,4% до 38 620 руб. за 1 т, хотя в прошлом году - на 19,7% (данные Thomson Reuters Kortes). Цены на дизтопливо и бензин в России уже достигли уровня, который был запланирован на весь год, говорил в июле вице-премьер Аркадий Дворкович. Он утверждал, что «до окончания уборочной кампании в России рост цен не прогнозируется». Подорожание бензина произошло в первую очередь из-за роста мировых цен на нефть, сезонного увеличения спроса, пожара 15 июня на Ачинском НПЗ «Роснефти» в Красноярском крае (предприятие остановлено).

Авария на НПЗ привела к возникновению регионального дефицита, который был ликвидирован как за счет перераспределения объемов других НПЗ, так и за счет покупки дополнительных объемов на бирже, объясняют аналитики Thomson Reuters Kortes. Увеличение поставок белорусского бензина в первой половине 2014 г. также позволило нивелировать негативный эффект от аварии. С января по июнь Минск поставил на российский рынок 812 570 т бензинов (+35% к тому же периоду 2012 г., данные Reuters).

В прошлом году летом тоже росли цены. Эксперты связывали это с сезонным спросом на топливо, некоторым сокращением поставок из Белоруссии, снижением накопленных запасов и спекулятивными факторами на биржевом рынке. В августе 2013 г. ФАС не исключала возбуждения дел против нефтяных компаний. Но до этого не дошло. Недавно начальник управления ФАС Дмитрий Махонин говорил «Ведомостям», что ФАС анализирует информацию, поступающую от нефтяных компаний, о ценах на топливо: «В ближайшее время ФАС определится, объективен рост цен или нет». «В этом году у ФАС больше уверенности, что это (заведение административных дел. - «Ведомости») произойдет», - говорит федеральный чиновник.

В 2013 г. ситуация на топливном рынке была хуже, считает генеральный директор ICON Trading Дмитрий Гусев. Тогда был резкий рост цен на бензин - более чем на 20% за 2-3 недели. Сейчас рост более плавный, а на бирже обеспечены равномерность и регулярность торгов нефтепродуктами. По его словам, ситуация на рынке больше зависит не от биржевых торгов, а от ситуации на местах. «Многие региональные компании покупают топливо на нефтебазах у ВИНК. А если не хватает объема, идут на биржу, в результате возникает дисбаланс», - поясняет Гусев.

По данным ЦДУ ТЭК, товарные остатки бензина на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний за неделю сократились: на 4 августа там находится 1,376 млн т (-1,2% к 29 июля). По требованию Минэнерго к 1 сентября компании должны сформировать запасы бензина на уровне 1,75 млн т. Им было рекомендовано отказаться от экспорта бензина.

Мелкий опт и биржевые цены сейчас пошли вниз, возможно под влиянием госорганов, но розничные еще подтягиваются, говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Топливо на АЗС за неделю дорожает на 5-15 коп. за литр. По его словам, когда оптовые цены пошли резко вверх, начало роста розничных затянулось: «Нефтяники оглядывались, кто первый поднимет цены. А когда началось движение, был уже слишком большой разрыв, поэтому рост еще продолжится недели две». Эксперты Thomson Reuters Kortes полагают, что осенью можно ожидать стабилизации цен. Этому будут способствовать запуск Ачинского НПЗ, снижение спроса на бензин и снижение мировых цен на нефть.