Выручка «Вымпелкома» падает все быстрее

Выручка «Вымпелкома» падает все быстрее. Но оператору удалось добиться сокращения оттока абонентов до 13% - это самый низкий уровень за три года
Сергей Портер/ Ведомости

Сразу после открытия NASDAQ акции «Вымпелкома» упали в цене, но затем выросли: к 21.30 мск их стоимость увеличилась на 1,55% до $8,20. Аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов говорит, что результаты Vimpelcom не удивили инвесторов: они соответствуют консенсус-прогнозам крупнейших компаний. Но приятно могли удивить сообщество стабилизация абонентской базы и убавившийся отток, предполагает Семенов. Накануне Merrill Lynch выпустил отчет, в котором сообщил, что верит в будущее российского актива и эффективность стратегии, избранной Слободиным. Банк повысил целевую стоимость акций оператора с $9,5 до $10,5. Аналитик ФК «Открытие» Александр Венгранович считает, что оптимизм инвесторов избыточен: объем абонентской базы во II квартале легко поднять за счет мигрантов, говорит он. Показательной все еще остается выручка оператора, заключает он.

Vimpelcom Ltd.

Международный оператор. Акционеры: Altimo - 47,85% голосующих акций, Telenor - 42,95%, остальное торгуется на биржах. Капитализация - $14,35 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2013 г.): выручка - $22,54 млрд, чистый убыток - $1,4 млрд.

Выручка глобального оператора Vimpelcom Ltd. во II квартале 2014 г. упала на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до $5,07 млрд, говорится в его отчетности. Органическое снижение - без учета курсовых разниц и списаний - меньше, на уровне 6%.

Выручка «дочки» Vimpelcom - российского ОАО «Вымпелком» - снижается третий квартал подряд. Причем с апреля по июнь снижение оказалось самым сильным за последнее время - на 7% по отношению к аналогичному кварталу прошлого года, до 68,7 млрд руб. В I квартале этот показатель снизился на 6%, а в IV квартале прошлого года - на 2%. Похожая динамика по доходам в мобильном сегменте. Общая операционная выручка «Вымпелкома» в мобильном сегменте снизилась на 8% (до 56,1 млрд руб.). В I квартале тот же показатель сократился на 3%, а в IV квартале прошлого года - на 6%. EBITDA снижается теми же темпами, что и в прошлом квартале: на 10% (в I квартале показатель рухнул на 9,4%).

Но «Вымпелкому» есть чем и похвастаться. Квартальный отток абонентов (учитывает только отказавшихся от услуг компании клиентов) - 13% - оказался самым низким за последние три года. Общее число абонентов во II квартале, как и в январе - марте этого года, снизилось на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но увеличилось на 1,3 млн человек по сравнению с предыдущим кварталом.

Компания по-прежнему находится в «переходном» состоянии, объяснил президент российского «Вымпелкома» Михаил Слободин. «Вымпелком» меняет стратегию, накапливая положительный опыт обслуживания клиентов, говорит он. Кроме того, отрицательно на выручке оператора сказалась борьба «Вымпелкома» с навязыванием сервисов контент-провайдеров, рассказал топ-менеджер. От этого эффекта никуда не денешься, резюмировал он. Сказывается то, что многие абоненты оператора переходят с архивных, более дорогих тарифов на новые - более дешевые, объяснил Слободин.

Vimpelcom ждет улучшения ситуации в российском и итальянском бизнесе во второй половине 2014 г., пишет «Интерфакс» со ссылкой на гендиректора компании Джо Лундера. «В первой половине года мы были слегка ниже прогноза (по выручке и EBITDA). Мы рассчитываем, что операции в России и Италии покажут некоторое улучшение во втором полугодии 2014 г., и мы уложимся в прогноз. Мы рассчитываем, что снижение EBITDA будет близко к границе прогноза, но останется в его пределах», - заявил Лундер.

Вице-президент «Вымпелкома» по массовому рынку Александр Поповский рассказал, что компания стремится к системному оздоровлению структуры абонентской базы, особое внимание уделяя пакетным предложениям (включают фиксированный объем голосовой связи, sms и интернет-трафика). ARPU абонентов компании после перехода на пакеты снижается, но не так драматично, как при миграции на обычные тарифы, объясняет Поповский: в первом случае снижение составляет 3-8%, во втором - может достигать и 50%, говорит он.

В Москве доля пакетных тарифных планов в структуре абонентской базы уже превысила долю архивных.

Пакетные тарифы приносят примерно 24% в выручке компании на массовом рынке, а в Москве этот показатель еще выше - около 34%. Поповский также отмечает, что абоненты, использующие пакеты, остаются с компанией дольше других.

Европейские операторы уже перешли на систему пакетных тарифов, рассказывает аналитик AC&M Consulting Антон Погребинский. По его словам, она предполагает снижение ARPU абонентов на некоторое время. Но затем компании могут начинать восполнять потери, подключая клиентам дополнительные услуги и сервисы - например, дополнительные гигабайты трафика, в случае если пакет оказался израсходован.