“Военторг” взялся за открытие “Пятерочек” для военных

«Военторг», торговые площади которого аналитики оценивают в более чем 300 000 кв. м, договорился о развитии на своих площадях франчайзинговых «Пятерочек»
Интерпресс/ PhotoXPress

Второй по выручке российский продовольственный ритейлер X5 Retail Group запускает новую сеть магазинов совместно с «Военторгом», сообщили компании. Новая сеть будет называться «ВоенторгПятерочка», она будет работать по схеме обратного франчайзинга (она предусматривает, что X5 передает права на товарный знак, поставляет товары, выплачивает партнеру агентское вознаграждение). Операционное управление будет осуществлять «Военторг».

«Военторг» входит в структуру ОАО «Оборонсервис», подконтрольного Минобороны. Как говорится на сайте «Военторга», он оказывает услуги по организации питания, банно-прачечному обслуживанию и другие услуги «в сфере бытового обеспечения в интересах Минобороны России, иных министерств и ведомств, организаций». В 2013 г. Счетная палата России в ходе проверки выявила нарушения на 80,8 млрд руб. за 2011-2012 гг. «Военторг» самостоятельно не оказывал услуги по организации питания и банно-прачечному обслуживанию военнослужащих, обнаружила Счетная палата, а отбор соисполнителей шел «при отсутствии каких-либо критериев». Выборочная проверка получателей бюджетных средств на питание военнослужащих показала, что компании «были взаимосвязаны между собой через единых учредителей», основными были «фирмы, зарегистрированные в Республике Сейшельские Острова». Сейчас идет процесс над бывшей руководительницей департамента имущественных отношений Минобороны Евгенией Васильевой, обвиняемой в хищениях при продаже недвижимости «Оборонсервиса». В начале 2014 г. министр обороны Сергей Шойгу объявил о решении реструктуризовать «Оборонсервис».

У «Военторга» до 1500 объектов недвижимости, которые могут быть использованы для организации магазинов, говорит гендиректор аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров. Их общую площадь он оценивает в более чем 300 000 кв. м. Для сравнения: торговая площадь всех гипермаркетов «Карусель» на конец июля составляла 357 367 кв. м, площадь строящегося крупнейшего торгового центра в России «Авиапарк» -293 000 кв. м.

«Большая часть этих площадей сейчас сдана в арену (зачастую бессистемно) либо используется ограниченно или неэффективно. Если "Военторг" решил повысить эффективность использования этих площадей и превратить эту сеть в работоспособный механизм, то он может разорвать часть действующих договоров, начать самостоятельную работу, запустить новый бренд в современном формате», - говорит Бурмистров.

По словам Русанова, Х5 стала партнером субхолдинга Минобороны в результате переговоров, конкурсов не подводилось. В меморандуме Х5 и “Военторга" не прописано, что “Военторг" не может привлекать к подобным проектам других ритейлеров, говорит Русанов. «Военторг» открыт для любого эффективного, взаимовыгодного сотрудничества», - ответила советник гендиректора ОАО «Военторг» Екатерина Короткова на вопрос о возможном сотрудничестве с другими розничными сетями.

До начала зимы партнеры хотят открыть 5-7 магазинов в Москве и области, в 2014-2015 гг. - более 100 магазинов в Москве и Центральном федеральном округе. Потом, если X5 и «Военторг» будут довольны сотрудничеством, Х5 будет «вести переговоры о расширении географии и количества совместных магазинов», сказал представитель X5 Владимир Русанов.

«ВоенторгПятерочка» будет открываться в торговых объектах «Военторга» - как в военных городках, так и в больших воинских частях и на гражданских территориях, говорит Русанов. Для небольших воинских частей разрабатывается специальный торговый формат. Средняя торговая площадь «ВоенторгПятерочки» будет 350 кв. м, до 75% ассортимента будет приходиться на продукты питания. Средний чек в зависимости от площади будет в диапазоне 250-400 руб., говорит Короткова. В «гражданских» «Пятерочках» средний чек в апреле-июне этого года составил 296 руб.

Сейчас на местах службы и проживания военнослужащих и их семей торговля товарами повседневного спроса - это «буфеты, чайные и небольшие магазины», говорит советник гендиректора «Военторга». «Мы ожидаем, что один магазин может обслуживать 500-2000 военнослужащих и членов их семей», - говорит она.

Это небольшой проект в масштабах X5, и в краткосрочной перспективе он вряд ли сможет существенно повлиять на динамику выручки сети, говорит старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «Выручка дополнительных 100 магазинов (едва ли они будут сопоставимы по обороту с «Пятерочками») будет невелика в масштабах X5», - отмечает аналитик. Кроме того, пока неясно, насколько рыночными будут условия сотрудничества Х5 с госкомпанией, поэтому сложно оценить, насколько прибыльным для Х5 будет этот проект, рассуждает эксперт На конец первого полугодия в сеть X5 входило 4779 магазинов, из них 4128 дискаунтеров «Пятерочка». Выручка группы составила 299 млрд руб.