Автоконцерны инвестировали в производства в Петербурге и Ленобласти более $1,3 млрд

В Петербурге выпускается каждый пятый российский автомобиль. Потенциал роста для местного автокластера - производство комплектующих. Но падение спроса на автомобили может помешать планам локализации
Екатерина Кузьмина/ Ведомости

Автоконцерны инвестировали в производство в Петербурге и Ленобласти более $1,3 млрд. В 2002 г. во Всеволожске открылся завод Ford. С 2007 по 2010 г. производство в Петербурге развернули Nissan, Hyundai, General Motors и Toyota, все они получили от городской администрации статус стратегического инвестора.

Hyundai Motor выбрала Петербург за удобную логистику и наличие высококвалифицированного персонала, говорит представитель ООО «Хендэ мотор мануфактуринг рус» Мария Мальцева. Nissan стремится производить продукцию максимально близко к рынку сбыта, объясняет выбор места для завода представитель компании Роман Скольский.

На Петербург приходится 20% общего производства автомобилей в России. На петербургских заводах и на Ford выпускаются 12 моделей, их совокупная мощность - 560 000 автомобилей в год, на них занято около 9200 человек (см. инфографику). В 2010-2011 гг., когда заводы увеличивали производство, отрасль переживала кадровый дефицит и спасалась за счет приезжих из других регионов, вспоминает гендиректор кадрового агентства «1000 кадров» Мария Маргулис. Средняя базовая зарплата рабочего на линии, по ее словам, от 32 000-35 000 руб. в месяц, компенсационный пакет включает ДМС и оплату питания.

Поступление налога на прибыль в бюджет города от автопроизводителей увеличилось с 386 млн руб. в 2008 г. до 1 млрд руб. в 2013 г., сообщает комитет по финансам. За восемь месяцев 2014 г. поступило 1,4 млрд руб. налога на прибыль, это стало возможным в результате структуризации бизнеса и зачисления в городской бюджет налога от части прибыли сбытовых структур автозаводов, сообщает комитет по финансам. По словам Мальцевой, каждое рабочее место на автопредприятиях создает еще шесть в смежных отраслях. Бурный рост автопроизводства позади. За семь месяцев 2014 г. производство легковых автомобилей в Петербурге сократилось на 4% до 216 700 штук, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократились на 5% до 108 556 штук, сообщает агентство «Auto-Dealer-СПб». Российский рынок за семь месяцев, по данным АЕБ, сократился на 10% до 1,4 млн машин, в июле - на 23% до 180 767 автомобилей. Маловероятно, что тренд фундаментально изменится в ближайшее время, цитирует пресс-служба председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера.

Больнее всего рыночная ситуация ударила по GM и Ford, который из-за перехода с двухсменного на односменный режим работы вынужден был сократить около 700 человек. Оба завода в течение года останавливали производство в общей сложности почти на два месяца.

По соглашению с Минпромторгом о промсборке каждый из производителей имеет обязательства по суммарному уровню локализации всех своих заводов в России: Toyota и Hyundai - 30%, GM, Nissan и Ford - 60%. Пока обязательства выполнила только Hyundai. Уровень локализации Nissan по автокомпонентам - 39%, Ford - 37%, Toyota - 15% (на май 2014 г.), GM - 20% (на июль 2012 г).

В Петербурге и Ленобласти расположены 11 поставщиков Hyundai, на них работает около 4700 человек, говорит Мальцева. Повышение уровня локализации способствует привлечению глобальных производителей комплектующих и агрегатов, развитию технологической базы в регионе, говорит представитель «Джи эм авто» Виктория Чуйкина. Автозаводы продолжают реализовывать планы по увеличению локализации, администрация участвует в поисках земельных участков, помогает в оформлении документов и подключении к инженерным сетям, говорит председатель комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейксин. На заводе комплектующих занято, как правило, от 5 до 120 человек, уточняет представитель Национальной ассоциации производителей автокомпонентов в СЗФО Майя Свиридова.

Сокращение автопроизводства усложняет жизнь поставщикам. Скачки спроса влияют на загрузку заводов, приходится сокращать персонал - значит, инвестиции в обучение оказываются потраченными впустую, говорит топ-менеджер российского поставщика. По его словам, в международной практике заводы не дают гарантий по объемам закупок деталей, но в России с еще несформировавшимся рынком они могут довнести в допсоглашения возможности для возмещения затрат, чтобы удержать поставщиков.

Например, когда сырье заказывается за 3-5 месяцев, а корректировка плана по выпуску машин происходит внезапно, завод может возместить производителю автокомплектующих часть понесенных трат, продолжает собеседник «Ведомостей».

Поставщик номинируется не на конкретный объем заказа, а на весь срок жизни модели, говорит Скольский. По его словам, риски делятся между автосборочным предприятием и производителем автокомпонентов.

Город будет стимулировать развитие производителей автокомплектующих, обещает Мейксин. По его словам, подготовлен пакет налоговых льгот, подробностей он не раскрывает. Комитет по экономической политике и стратегическому планированию в августе предложил снизить ставку налога на прибыль для этого вида бизнеса (15,5% - при инвестициях от 50 млн руб. и 13,5% - от 100 млн руб.). Объемы падают, льготы не заставят производителей прийти в Петербург или инвестировать в расширение мощностей, единственный выход - стимулировать спрос, считает топ-менеджер производителя автокомпонентов.