Статья опубликована в № 3673 от 12.09.2014 под заголовком: «Магнит» попал в десятку

«Магнит» вошел в десятку крупнейших российских импортеров

Сеть магазинов «Магнит» вошла в десятку крупнейших российских импортеров - единственная среди ритейлеров. До сих пор в этом списке были в основном автоконцерны и производители электроники
Bloomberg

В 2009-2010 гг. «Магнит» начал самостоятельно ввозить товары из-за рубежа. С прошлого года в презентациях для партнеров он называет себя крупнейшим импортером продовольствия в России. А по итогам первой половины 2014 г. ритейлер стал не только номером один по ввозу в страну продуктов питания, но и вошел в топ-10 всех российских импортеров, следует из данных аналитического агентства Infranews (складываются из статистики ФТС, данных компаний и собственных оценок).

В январе - июне 2014 г. операционная компания «Магнита» - ЗАО «Тандер» ввезло товары стоимостью на 23,8% больше, чем годом ранее. Тогда «Тандер» был по этому показателю 11-м среди российских импортеров, а теперь он девятый и уступает лишь крупнейшим автопроизводителям, «Аэрофлоту», производителям потребительской электроники и техники (см. таблицу). Сейчас по стоимости импорта «Магнит» сопоставим с крупными автопроизводителями - например, с компанией «Автофрамос», которая ввозит комплектующие для завода Renault в Москве ($0,75 млрд за полгода), и «Ниссан мэнуфэкчуринг рус» ($0,99 млрд).

Данные о стоимости прямого импорта «Тандера» «похожи на правду», говорит финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан. Импорт «Магнита» растет, по его словам, теми же темпами, что и бизнес компании в целом: примерно на треть в год. «Мы не закупаем в России импортные товары у дистрибуторов, за исключением мелких позиций, это же экономика, - объясняет Помбухчан. - Если в России будет производиться достаточно яблок и они будут дешевле, чем в Польше, Сербии, Турции, мы будем закупать их только в России. Если здесь будут выращивать огурцы и помидоры в необходимом количестве, мы будем их здесь закупать. Это не мы решаем, а покупатель».

По данным Infranews, «Магнит» ввозит яблоки и груши (17% от общей стоимости товаров, ввезенных компанией за полгода), бананы (14%), цитрусовые (13%), томаты (10%), сыры и творог (5%). Основными странами, у которых компания закупала продовольствие в январе - июне 2014 г., Infranews называет Турцию (16%), Эквадор (14%), Польшу (13%), Египет (10%), Израиль (8%), Китай (8%), Нидерланды (5%).

По данным самого «Магнита», на начало 2014 г. доля прямого импорта в его выручке составляла 10%, т. е. в прошлом году ритейлер заработал на самостоятельно ввезенных товарах 58 млрд руб. Второй по выручке российский ритейлер и основной конкурент «Магнита» X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») занялся прямым импортом в 2012 г., третья российская сеть - «Дикси» - сама импортирует овощи и фрукты с 2010 г. Но масштабы их импорта несопоставимы с показателями «Магнита», и, судя по его структуре, они больше пострадали от введенного Россией в августе эмбарго на поставки продовольствия из стран ЕС, США, Норвегии и Австралии.

«Дикси Юг», входящая в группу «Дикси», за полгода ввезла товаров на $188,95 млн (+19% год к году); 20% пришлось на цитрусовые, 15% - на яблоки и груши, 14% - на томаты, 10% - на абрикосы, вишню, черешню, сливы, следует из данных Infranews. 18% самостоятельно ввезенных товаров были из Литвы, на другие страны ЕС пришлось еще около 40%. Представитель «Дикси» Екатерина Куманина не стала комментировать эти цифры, но сказала, что доля самостоятельного импорта в стоимости всех овощей и фруктов, закупаемых сетью, уменьшилась после введения эмбарго примерно на 20% к уровню первого полугодия. Ритейлер перевел часть закупок на российских поставщиков, кроме того, появился новый урожай, пояснила она.

X5 Retail Group - единственный из крупных российских ритейлеров, сокративший самостоятельный импорт, при том что в отчете за 2013 г. компания обещала наращивать его. За первые полгода ее «дочка» «Арвиай» ввезла товаров на $44,75 млн - на 30% меньше, чем годом ранее, следует из данных Infranews. Почти половина самостоятельного импорта - 41% - пришлась на эквадорские бананы, 17% - на яблоки и груши, 13% - на сыры и творог. Более 1/3 товаров «дочка» X5 Retail ввезла из стран ЕС. Представитель X5 Retail не прокомментировал динамику импорта.

«Ашан» за полгода ввез товаров на $106,27 млн, Metro Cash & Carry - на $81,94 млн, «Лента» - на $77,2 млн, а «О'кей» - на $31,2 млн. Самостоятельный импорт выгоден сетям, он снижает себестоимость бизнеса, а ассортимент их магазинов становится отличным от товаров на прилавках конкурентов, говорит партнер The Boston Consulting Group Иван Котов. Правда, чтобы развивать прямой импорт, ритейлерам нужны непрофильные компетенции, это сдерживающий фактор, признает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать