Миноритарии "Мечела" отказались от дивидендов ради права голоса

Владельцы привилегированных акций «Мечела» требуют признать недействительной выплату дивидендов - они хотят получить право голоса
Andrey Rudakov/ Bloomberg

Когда банки-кредиторы отпускали «Мечел» на ковенантные каникулы в 2013 г., одним из условий был мораторий на выплату дивидендов до тех пор, пока долговая нагрузка компании не снизится до 3 (по итогам 2013 г. отношение чистого долга к EBITDA было 11,7). После этого «Мечел» сможет платить владельцам обыкновенных акций до 60% чистой прибыли, а привилегированных - до 20%. А до тех пор по условиям кредитов «Мечел» может выплачивать не более $245 000 дивидендов на привилегированные акции. «Мечел» будет выплачивать минимальные дивиденды на префы, чтобы они не стали голосующими, говорил тогда вице-президент «Мечела» по финансам Станислав Площенко.

По итогам 2012 г. держатели привилегированных акций получили 7,5 млн руб. дивидендов, год спустя - 6,9 млн. Оказалось, что некоторые этим недовольны. В августе в Арбитражный суд Москвы поступил иск (есть у «Ведомостей») от УК «Арсагера» к «Мечелу», в котором компания (у нее 145 240, или 0,1%, привилегированных и 2141, или 0,0005%, обыкновенная акция - всего 0,03% капитала) требует признать решение собрания акционеров об утверждении размера дивидендов за 2013 г. недействительным. Слушания начнутся 1 октября. Выплачивая дивиденды, «Мечел», по мнению истца, ущемляет его право участвовать в управлении компанией в кризисной ситуации. Ведь дивиденды выплачены, несмотря на убыток за 2013 г.

Префы составляют 25% капитала «Мечела» и, если «Арсагера» выиграет дело, доля голосующих акций основателя компании Игоря Зюзина снизится с 67,42 до 50,56%. Правда, еще 10% голосов окажется у менеджмента «Мечела» (у компании 40% привилегированных акций). Чтобы гарантированно провести представителя в совет, нужно 11% голосов. Этого и добивается «Арсагера», говорит председатель ее совета директоров Василий Соловьев. Вероятность, что держатели привилегированных акций доберутся до управления «Мечелом», практически равна нулю, иронизирует адвокат компании «Юков и партнеры» Марина Краснобаева.

У «Арсагеры» есть шансы на успех, если суд подтвердит, что она должна была получить право голоса на прошлом собрании акционеров и что «Мечел» незаконно создал ситуацию, при которой истец такого права лишился, рассуждает партнер юридической компании «Антимонопольное бюро» Карен Гукасян, напоминая, что в 2008 г. «Арсагера» выиграла похожий суд у компании «Пирометр».

Соловьев признает, что инвестиции в «Мечел» убыточны (за пять лет капитализация «Мечела» упала в 33 раза), но причины иска иные: «Мы рассчитываем договориться с держателями крупнейшего пакета привилегированных акций - фондом семьи Джастис (5% капитала на май. - «Ведомости») и принять участие в управлении компанией». Представитель фонда Джастисов не ответил на вопросы «Ведомостей», представитель «Мечела» сказал, что компания получила копию иска: «Мы считаем претензии необоснованными, дивиденды на привилегированные акции были выплачены за счет накопленной прибыли по РСБУ, что соответствует уставу компании».